НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Монолог о раковине» в Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг»

c 27 апреля по 26 сентябряСанкт-Петербург
Кубок на дельфинах. Нидерланды или Италия. Середина XVII в. Раковина, бронза; гравировка, литье
Кубок на дельфинах. Нидерланды или Италия. Середина XVII в. Раковина, бронза; гравировка, литье
Кубок. Германия, Аугсбург (?). 1580-е. Раковина, серебро; литье, ковка, чеканка, золочение
Пороховница. Россия, Москва, Оружейная палата. Середина – вторая пол. XVII в. Раковина, серебро, медь; эмаль; резьба
Табакерка с изображениями раковин и кораллов. Франция, Париж. 1720–1730-е. Неизвестный мастер. Золото, перламутр; резьба, инкрустация travail pique, cloute d’or, чеканка, пунцирование
27 апреля 2019 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» начнет работу выставка «Монолог о раковине». Более 150 произведений, охватывающих временной период с глубокой древности (первая половина IV тыс. до н.э) до наших дней из коллекции Государственного Эрмитажа, рассказывают о раковине - одном из красивейших созданий природы, и о том как в руках искусных мастеров она превращается в произведение искусства.

Раковины с древних времен играли важную роль для человека – в быту, религии, обрядах. Коллекция Эрмитажа позволяет увидеть раковину в разных ее ипостасях – в качестве талисмана, оберега, украшения стола и просто ценного материала для ювелиров, резчиков камней.

Самые ранние из экспонатов, датируемые первой половиной IV тысячелетия до н.э., служили статусными украшениями и оберегами. С развитием религиозных представлений раковины стали наделяться определенным символическим смыслом, в чем-то единым у разных народов и религий, и в то же время в чем-то существенно отличающимся. Единство обусловлено местом обитания раковин и их формой – символом водной стихии, женственности. Кроме того в разные времена и у разных народов раковины использовались в качестве денежного эквивалента, так, например, в странах Африки «ракушечные деньги» имели хождение почти до XX века.

В качестве художественного материала раковины применяли в глубокой древности, но наиболее ранние сохранившиеся изделия относятся к Средним векам. Средневековье оставило доказательство подобной художественной практики в виде предметов религиозного культа, среди них перламутровые образки, резные крестики, детали реликвариев, иконки. К подобным произведениям относится перламутровый образок-камея «Ангел с платом Вероники» (конец XV в., Нидерланды). В эпоху Возрождения в разных странах Европы мастера создавали великолепные камеи и кубки со сложными рельефными композициями, выявляя многослойность материала и его цветовую гамму. Свидетельством высокого мастерства резчиков служит камея «Геркулес и Антей» (ок.1526г.), созданная Людвигом Кругом, известным нюрнбергским ювелиром, работавшим с Альбрехтом Дюрером. Замечательным произведением является камея «Марс и Венера», созданная по мотивам рисунка Россо Фиорентино (1494-1540), итальянского живописца, работавшего в Париже при дворе Франциска I. Анонимный резчик мастерски передает изысканную утонченность композиции оригинала, выполненного в стиле маньеризма.

С XVI века привозимые из южных морей наутилусы и раковины турбо очищали до перламутрового слоя, и ювелиры помещали их в драгоценные оправы. Эти высоко ценимые изделия украшали королевские и царские сокровищницы, кабинеты и кунсткамеры любителей редкостей. На выставке представлены великолепные работы мастеров крупнейших центров ювелирного дела – Нюрнберга, Аугсбурга, Амстердама. Для создания оправ изделий мастера обращались к мифологическим сюжетам, связанным с морской стихией. Раковины каури, тридакны, турбо привлекали ювелиров богатством и изысканностью цветовой гаммы, приятной тактильностью. Из них создавали чаши, табакерки, пороховницы, разного рода коробочки. Раковины рог тритона, турбинела рапа во многих странах использовались в качестве музыкальных ритуальных инструментов, сигнальных труб, охотничьих рожков. Пластичная и красивая форма раковины давала большие возможности для интерпретации ее при создании кубков, фонтанов, настольных украшений.

В конце XVII и особенно в XVIII столетии, кода раковина становится одним из основных мотивов стиля рококо, раковины турбо и каури широко использовались для создания чаш, пороховниц, табакерок (Пороховница, Россия, Оружейная палата Московского кремля середина-втора половина XVII в.; Чаша с портретом Яна Собеского, Польша, конец XVII в.; Пороховница, Турция, конец XVII в.; Табакерка, Германия конец XVII – начало XVIII вв.). Интересна группа табакерок из раковин тигриной каури, с композициями по мотивам французских гравюр. Оправы для них были сделаны в России, некоторые выполнены мастерами черневого дела Устюга Великого.

Очень мало сведений сохранилось о резчиках по раковинам. В историю вошла одна из известнейших фамилий – это голландская семья Беллекинов (Bellekin, Belkin, Belequin). На выставке демонстрируется кубок-наутилус (1660-е гг.), исполненный самым знаменитым представителем этой династии Корнелисом ван Беллекином.

Значительный раздел выставки посвящен экспонатам, выполненным из различных материалов в форме раковин и с их изображением. Наиболее ранние из представленных вещей относятся к античным временам. Тонко проработана чеканкой золотая заколка в виде раковины морского гребешка, найденная в Пантикапее. В более поздние времена во всех европейских ювелирных центрах изготавливались кубки, фонтаны, чаши, солонки, корпусы которых имитировали раковины и служили украшением столов. Одним из ярких образцов подобных настольных украшений является фонтан, созданный в 1645–1650 гг. крупным аугсбургским серебряником Мельхиором I Гельбом.

Современные мастера также обращаются к раковине, видя в ней изысканный материал для создания художественных образов, или воспроизводя ее в разных материалах.

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк). Автор концепции и куратор выставки ? Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

К выставке издательством «Славия» выпущен научный иллюстрированный каталог. Автор вступительной статьи Марина Николаевна Лопато.

Адрес: Ленинградская область, г. Выборг ул. Ладанова, д.1. Тел. (81378) 2-72-82

http://erm.vbgcity.ru/

www.museum.ru/N72739
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.05.2019  x    ?  


Работы М. Шагала и К. Малевича вновь на постоянной экспозиции Русского музея в корпусе Бенуа

Программа работы ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля "Интермузей-2019"

Российской национальной библиотеке - 224 года!

Бахрушинский музей привезет на "Интермузей" четырехметрового носорога

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

Вечер памяти художника и писателя Алексея Смирнова

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Выставка в Ярославском художественном музее

Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

Музеи Московского Кремля примут участие в Garage Art Book Fair

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Дивное дикое поле. Выставка в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина

Праздник "Дарвиновский музей - для всех детей"

«Дело мастера боится» - выставка работ сибирских мастеров художественной обработки дерева

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения

Об истории и курортных традициях Санкт-Петербурга

Выставка «Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860-1910-х годов» из собрания Русского музея

Конференция «Фотография как искусство. Современные тенденции изучения. История национальных школ»

Фотовыставка «Счастье, проходящее мимо» в Художественном музее Алтайского края

Выставка "О рыбаках и рыбке" в Дарвиновском музее

Открытие летнего арт-фестиваля "Дивный Павловск"

Ярославский художественный музей + арт-студия «Синяя птица» = 15 лет дружбы

Андре Кертеш. Сигетбече – исток моего искусства

Выставка «Пастор и Книга» в Музее истории религии

День Палеонтологического музея

Аромат времени. Классика в современном кимоно

Выставка «Резчик Иван Хрустачев. Произведения из дерева и кости последней трети XIX – начала XX века»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru