НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Моя “Пиковая дама” в большой моде…» в Пушкинском Заповеднике

21 апреляПсковская область
Выставка «Моя “Пиковая дама” в большой моде…»
А.Ф. Алексеев. ''Она… таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде''. Иллюстрация к ''Пиковой даме''. 1970-1980-е. Из фондов музея
А.Ф. Алексеев. ''Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, - Германн узнал графиню!''. Иллюстрация к ''Пиковой даме''. 1970-1980-е. Из фондов музея
А.Ф. Алексеев. ''Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла''. Иллюстрация к ''Пиковой даме''. 1970-1980-е. Из фондов музея. Из фондов музея
А.Ф. Алексеев. ''На другой день вечером он опять явился у Чекалинского''. Иллюстрация к ''Пиковой даме''. 1970-1980-е. Из фондов музея. Из фондов музея
21 апреля в Пушкинском Заповеднике открылась выставка «Моя “Пиковая дама” в большой моде…» из фондов Пушкинского Заповедника и частных коллекций к 185-летию выхода в свет повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».

Художественное содержание выставки «Моя “Пиковая дама” в большой моде» передает изобразительными и декоративно-прикладными средствами фантасмагорию пушкинской повести. Основой сюжета выставки служит сидящая в «вольтеровских креслах» фигура старой графини работы Натальи Аксеновой, гармонично взаимодействуя с графическими и живописными картинами этого замечательного художника. И композиция «Зимняя канавка» петербургского художника-декоратора Лады Репиной, которая придает привкус театральности, идущей скорее от оперной традиции «Пиковой дамы».

Вышедшая в свет в апреле 1834 года, во втором томе журнала «Библиотека для чтения», «Пиковая дама» имела большой успех в обществе. Образ старухи, обладательницы мистической тайны трех карт, вызывал совершенно конкретные, недвусмысленные ассоциации, а загадочный эпиграф, предпосланный Пушкиным к повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность», да еще со ссылкой на «Новейшую гадательную книгу», подогревал разгоряченное любопытство. Седьмого апреля Пушкин записал в своем дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн<ягиней> Н<атальей> П<етровной> и, кажется, не сердятся…».

Это «кажется, не сердятся» намекает на то, что при дворе угадали верно. Биограф поэта П. И. Бартенев сообщает, что «Пиковую даму» Пушкин сам читал Нащокину и рассказывал ему, что «главная завязка повести не вымышлена». Старуха графиня – это княгиня Наталья Петровна Голицына, «фрейлина четырех императоров», мать Д.В. Голицына, московского генерал-губернатора, «действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин». Внучатый племянник княгини, Сергей Григорьевич Голицын, носивший в петербургских гостиных прозвище «Фирс», рассказывал Пушкину, что «раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменем. «Попробуй», – сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести все вымышлено».

Граф Сен-Жермен, от которого графиня получает секрет трёх карт, реальное историческое лицо. Это был один из самых загадочных европейских деятелей XVIII века: оккультист, алхимик, композитор, сердцеед, дипломат при дворе Людовика XV. Настоящее его имя неизвестно (сам он рассказывал, что его отец – трансильванский князь Ференц II Ракоци). Среди его знакомых и соперников были другие знаменитые авантюристы XVIII века – Казанова и Калиостро (первого упоминает в «Пиковой даме» племянник графини Томский; с последним, по мнению Леонида Гроссмана, связан сюжет повести: «о Калиостро рассказывали, что он угадывал выигрышные номера в придворной лотерее»).

«Пиковая дама» прочно вписана в традицию готической прозы, где подобные явления призраков – часть реальности. Образ небогатого инженера Германна, лишающегося разума, возможно соотнести с гофманскими персонажами – студентом Бальтазаром из «Крошки Цахеса» или монахом Медардом из «Эликсиров Сатаны» (романа, в котором по сюжету появляется игра в фараон), или его новеллы «Счастье игрока», где предстает гибельное очарование карточной игры, способной свести с ума.

В «Пиковой даме» показаны две реакции на рассказ Томского о мистике трех карт: «случай» и «сказка». Однако в пушкинской трактовке обе силы действуют в тайном единстве: случай в судьбе Германна связан одновременно и с античным Роком, и с христианским Провидением. Узнав тайну графини, Германн предается бредовым видениям, которые «преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком».

В представленных на выставке репринтных изданиях «Пиковой дамы», иллюстрируемые выдающимися художниками, смысловые трактовки повести Пушкина предстают в разных ракурсах отображении «судьбы» и «смерти». В вышедшем в 1911 году издании книги с иллюстрациями Александра Николаевича Бенуа, краткая портретная формула игры как судьбы и судьбы как игры сопровождает эпиграф из анонимной переписки на французском языке к четвертой главе: «7 Mai 18**. Homme sans moeurs et sans religion!» («Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого»). Германн – червонный валет с тузом в руке – наверху, и его же поникшая фигурка в смирительной рубашке – внизу. Реалии повести – игральные карты – оказываются здесь двойными портретами, графическими знаками роковой судьбы ее героев.

У Василия Ивановича Шухаева, иллюстрировавшего «Пиковую даму» для французского издания в начале 20-х годов XX столетия, взгляд на пушкинскую повесть был иным. Тема «Пиковой дамы» у него решена не как тема игры с судьбой, а как тема игры со смертью. Его карта со старой графиней брошена поверх, покрывая собой изображение молодой графини, как будто сошедшей с французской гравюры XVIII века. Таким образом, игральная карта не знак судьбы, а зеркальная маска смерти.

Экспонируемые иллюстрации Бенуа оставляют ощущение великолепия интерьерной, театральной живописи, сменяя друг друга, как декорации или интерьеры разных эпох. В сцене в Версале – время и место действия первой иллюстрации, выведенной на суперобложку книги, изображен весь антураж XVIII века: зеленое сукно стола, кружева платьев, высокие парики, свет канделябров, зеркала... И как будто та же композиция в сцене петербургского игорного дома Чекалинского, куда приходит Германн, где стол также покрыт зеленым сукном, но здесь все иное: и интерьер, и обстановка, и персонажи, – художник переносит нас в другой, уже XIX век.

В унисон иллюстрациям Т.В. Шишмаревой, Д.А. Шмаринова, Ю.М. Игнатьева предстают изысканные зарисовки к «Пиковой даме» Владимира Федоровича Алексеева. В них изображены судьбоносные эпизоды графического рассказа: выезд на бал постаревшей и одряхлевшей графини в сопровождении ее воспитанницы Елизаветы Ивановны; одержимый роковой страстью Германн в спальне мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского.

После «Пиковой дамы» Пушкина мотивы рока и азартной игры воедино утвердились в «карточных» произведениях М.Ю. Лермонтова в драме «Маскарад» и фантастической повести «Штосс»; в романе «Игрок» Ф.М. Достоевского. И подобно знаменитому мейерхольдовскому спектаклю «Пиковой дамы» 1935 года в балетном спектакле выдающегося французского хореографа Ролана Пёти, поставленного 26 октября 2001 года на сцене Большого театра России, буклет которого представлен в экспозиции музейной выставки.

Л.В. Козмина, к.ф.н., хранитель музея-усадьбы Ганнибалов, предков А.С. Пушкина.

Выставка открыта до конца года

www.museum.ru/N72721
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkin.ellink.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 20.09.2019  x    ?  


Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru