Фотоцентр на Гоголевском бульваре представляет фотовыставку Владимира Лагранжа "Взгляд Шмеля".
В 1956 году был напечатан набор черно-белых открыток с крымскими пейзажами. А в 1958 девятнадцатилетний Владимир Лагранж пришел учеником в фотохронику ТАСС. Редактор, посмотрев снимки, спросил: "А где же люди?"
После этого 35 лет Лагранж фотографировал людей: до 1963 года в ТАССе, потом работал фотокорром в "Советском Союзе", с 1989 года в журнале "Родина", в 1991 снимал для французского агентства "Sira Press".
В 1995 году все бросил, уехал во Владимирскую губернию. Людей с тех пор не снимает. Его творческая лаборатория - дождевая бочка в деревне, окрестные леса, поля. Предмет интереса - травки, былинки, листья, цветы. "А попробуй детализировать человека изнутри. Это же ужас! Анатомия!".
После многих лет фоторепортажей и фотоочерков Лагранж занялся цветописью. Это откровение - так природе еще никто не доверял. В этих волнах оттенков, движении лепестков, пульсирующих жилках есть все: цвет, свет, музыка и запах. Синие фотографии пахнут льдом и солью, желтые - лимоном и корицей, красные - полынью и солнцем, зеленые -лесом и мятой. В цветах его не интересуют сами цветы, не важно название - важны цвет, архитектоника, звучание.
Он по нескольку часов кружится над бутоном. Люди редко глядят в цветы. Чаще нюхают. "Красота - внутри цветка, шмель купается в этой красоте". Каждое мгновение - восторг, ожидание, надежда: еще одно движение и лепестки превратятся в горы, туманы, реки, вулканы.
Лепестки как мазки кисти -приближение фотографии к живописи. Конечно импрессионизм! И авангард, безусловно. Экспрессия в этом тоже есть. И какой-то даже примитивизм - что может быть проще самой природы? И что может быть сложнее?
Сейчас, когда искусство, чем чудней, тем лучше - эти фотографии лишь возможность отдохнуть, неспеша насладиться. "Посмотрите, что у нас под ногами, и по какой красоте мы ходим". Конечно, это было бы не возможно без техники: техники - оптики, и техники- мастерства. Мастерство - это не объективы, светофильтры, подсветка. Мастерство - это взгляд. Каждый может посмотреть и увидеть что-то свое. А взгляд художника только обращает наше внимание на то, чего мы не замечаем.
У Владимира Лагранжа были вернисажи в "Советском фото", "Журналисте", "Собеседнике". Его работы выставлялись в Большом Манеже, участвовали в международных конкурсах, печатались в книге "Один день из жизни Советского Союза". Но первая персональная выставка - "Мотивы" - состоялась лишь в 1999 году. И там уже были только травинки, мхи, росинки…
Набоков говорил: "Лучший комплимент, который можно сделать вещи - это ее украсть". Повестить где-нибудь и созерцать. Нет ни времени, ни крыльев кружиться над цветком. Спасибо, что художник делает это за нас. (Маша Кузьмина. редактор еженедельника "Алфавит")
Выставка работает с 12 марта по 25 марта 2002 г. Контактный телефон: 978-9417.