К 500-летию со дня рождения Якопо Тинторетто
16 ноября 2018 года в залах венецианской живописи Эрмитажа открывается выставка, на которой представлены два парных портрета Якопо Тинторетто (1519–1594), одного из самых выдающихся живописцев Ренессанса.
В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума Фонд Городских музеев Венеции предоставил Эрмитажу два портрета из собраний Музея Коррер – Галерей Венецианской академии.
Портреты составляют значительную часть творческого наследия Якопо Робусти, венецианского живописца, вошедшего в историю искусства под прозвищем Тинторетто, поскольку он был сыном красильщика тканей (итал. tintore). Младший современник Тициана – общепризнанного главы живописной школы Венеции – Тинторетто вскоре стал его достойным соперником во всех жанрах, не исключая портретного. Их конкуренция в конце концов приняла открытую и очень острую форму: еще в 1516 году, после смерти Джованни Беллини, Тициан получил сенсерию – ежегодный доход в 100 дукатов за номинальную должность откупщика соли на Немецком подворье, что означало признание его официальным портретистом Венецианской республики, который должен был писать портрет каждого вновь избранного дожа. Тициан исправно выполнял эти обязанности до 1554 года, когда им был создан «Портрет Франческо Вениера» (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), но затем, из-за обилия заказов испанского двора, стал пренебрегать своим долгом перед Республикой Святого Марка, и в 1559 году, когда дожем стал Джироламо Приули, его портретировал уже Якопо Тинторетто. Исполнив государственный заказ, Тинторетто потребовал передать ему сенсерию, однако Тициан так и оставил ее за собой и под конец жизни даже пытался сохранить ее за сыном, Орацио Вечеллио. Тинторетто же все это время фактически исполнял обязанности главного портретиста Венецианской республики, а когда после смерти Тициана ему наконец-то предложили сенсерию, отказался из гордости, и она была назначена его сыну, Доменико.
Как официальный живописец Тинторетто нередко писал портреты высокопоставленных чиновников и магистратов Венеции – к их числу относятся и два экспонируемых на выставке. Парные картины происходят из Палаццо Камерленги у моста Риальто – резиденции казначеев Республики. Представленные на портретах служили в Соляной палате (Ufficio del sale): торговля солью с XII века была главным источником доходов Венеции, основой ее несметного богатства. Имена сенаторов неизвестны: художник не сопроводил их изображения даже гербами семейств, к которым они принадлежали, что почти всегда делалось в подобных случаях. Картины долгое время находились в запасниках Музея Коррер, куда были переданы в 1838 году из Галерей Венецианской академии, и не привлекали к себе внимания исследователей творчества Тинторетто, поскольку их считали работами не самого художника, а его многочисленной и продуктивной мастерской.
Недавно проведенная полная реставрация (при спонсорской поддержке компании Louis Vuitton) позволила утвердиться мнению о собственноручном исполнении Якопо голов сенаторов, при том что остальные части композиции – фигуры, одежду, атрибуты – писали помощники. Такая практика была обычной даже при выполнении самых важных заказов, в том числе портретов дожей. Тинторетто писал модели с натуры, как правило, в один сеанс – мастер, как никто, умел не только быстро закрепить на холсте индивидуальные черты, но и добиться впечатления живого присутствия, диалога со зрителем благодаря своей особенной, экспрессивной манере – широкому пастозному мазку, яркому освещению с контрастными тенями и эффектными белильными световыми рефлексами на лицах при очень сдержанной цветовой палитре, где главный акцент – богатый пурпурный тон сенаторской мантии. Об авторстве Якопо Тинторетто писал еще в 1780–1781 годах Пьетро Эдвардс (1744–1821), директор всех реставрационных проектов общественных учреждений Венеции: когда была проведена первая реставрация картин, он отметил «сверхпрекрасные головы, энергично и богато прописанные мастером». Очевидно, именно эти портреты упоминает Марко Боскини (1660) как «единственные в своем роде изображения сенаторов» кисти Тинторетто, находящиеся в Соляной палате.
Нужно отметить любопытную деталь: в ходе предшествовавших недавней реставрации исследований оказалось, что голова одного из сенаторов написана поверх другого портрета, очевидно, в процессе создания картин (или вскоре после их завершения) один из магистратов скончался или уступил свою должность другому.
Куратор выставки – Ирина Сергеевна Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Посольством Итальянской Республики в России, Итальянским институтом культуры в Санкт-Петербурге, Фондом Городских музеев Венеции и Центром «Эрмитаж – Италия».