В рамках цикла «Школа Родченко в МАММ»
За двенадцать лет своего существования Школа Родченко, которая является структурным подразделением Мультимедиа арт музея, Москва, во многом способствовала формированию пейзажа нового российского искусства. Выставка включает фотографии, видео и инсталляции, с помощью которых студенты и выпускники Школы Родченко исследуют реальность, стремительно меняющуюся на наших глазах, а также размышляют о природе искусства, которая видоизменяется и трансформируется под воздействием информационных технологий.
Одной из особенностей современного искусства является его многоуровневость. Новые технологии не отменяют традиционных форм и жанров, позволяя под необычным углом зрения взглянуть на проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество.
Видео Вика Лащёнова «Этажом выше поют песни, пока кто-то купается с дельфинами» — ироничная рефлексия, посвященная явлению, получившему название «офисный планктон», интернациональному классу служащих, не связанных с производственными процессами, «зависшими» где-то между on-line и off-line. Пронизанный юмором проект Лащёнова отсылает зрителей к искусству абсурда обэриутов.
Абсурдизм как эстетический и смысловой прием также используют Игорь Самолёт и Света Исаева, работая каждый со своей семейной историей.
Черный ящик (так называется видео Исаевой) — прибор, сконструированный бабушкой художницы и помогающий понять причины крушения авиакорабля. В замершем и замкнутом пространстве сама автор и члены ее семьи (бабушка, мама, тетя) пересказывают друг другу обрывки историй коллективных и личных полетов и катастроф.
Фотосерия Игоря Самолёта «Завтрак для Артёма» — размышление о том, может ли человек создать конкуренцию гаджетам, в попытке привлечь внимание нового поколения детей. Задача художника — придумать такую игру в реальности, чтобы она оказалась интереснее электронной. Игорь Самолёт создает live-перформанс, в который вовлекает своего маленького племянника. Живая игра и человеческое общение хотя бы на время побеждают компьютерные игры.
Конкуренция между реальным и симулятивным также становится объектом внимания Антона Андриенко в фотопроекте «Среда», посвященном современным торговым центрам. Стараясь сделать эту среду комфортной для потребления, владельцы наполняют ее гротескными и порой абсурдными декорациями, изображающими живую природу. Общество, оторванное от природы, обустраивает вокруг себя пространство, только похожее на утраченную «естественную» среду.
Исследование другого — интеллектуального — пространства предпринимает в своем проекте Саша Пирогова. Сегодня, когда слово все больше заменяется действием или изображением, а материальную книгу теснят цифровые технологии, требуется новое осмысление библиотеки как социального института. Проект «Библимлен» (сокращенное от Библиотека имени Ленина) — это физическое, игровое вторжение в традиционное, строгое, дисциплинирующее пространство «Ленинки», главной библиотеки страны.
Анна Ротаенко задействует в своей видеоинсталляции «Real Weapon» визуальный язык GTA V. Художница переводит реальные ситуации в игровой мир, являющийся для нее аналогом капиталистической системы, которая только декларирует возможность действия, но на деле все сценарии оказываются запрограммированы заранее. Проектом «Real Weapon» автор иллюстрирует ситуацию замыкания критической рефлексии в вакууме эскапизма.
Данила Ткаченко, обладатель премии World Press Photo (2014) и European Publishers Award For Photography (2015) в серии «Закрытые территории» анализирует тему утопического стремления человечества к техническому прогрессу, который иногда становится фактором техногенных катастроф.