30 августа в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века — кубизма (1907–1923) — «видимо, самой важной и, безусловно, самой полной и радикальной художественной революции со времен Возрождения», писал в своей монографии «Кубизм» британский историк Джон Голдинг.
Ядро экспозиции — тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам» (1907) — картине, изменившей ход мировой истории искусства. Сегодня масштабное полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и не покидает постоянную экспозицию. На московской выставке будут впервые показаны более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае — июне 1907 года и хранящейся в собрании Дома-музея Пикассо (Museo Casa Natal) в Малаге.
ПОДРОБНЕЕ О ВЫСТАВКЕ
«Авиньонские девицы» — произведение, открывшее новую эру в истории искусства. Это «добровольно незаконченная» (как характеризовал ее сам Пикассо) картина-исследование, картина-поиск, работая над которой, художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы, с помощью новых выразительных средств пытался найти ответы на вопросы об истоках мироздания.
Пикассо работал над картиной «Авиньонские девицы» в два этапа, на протяжении девяти месяцев, и за это время им было создано 809 эскизов и набросков. Большинство из них долгое время хранились у самого художника, и, как пишет автор каталога-резоне «Кубизм Пикассо» и один из главных биографов художника Пьер Декс, «кажется, Пикассо старался избежать публичного показа подготовительных эскизов к своему огромному полотну, может быть из боязни быть втянутым в раздражавшую его до глубины души дискуссию об истоках его замысла». Маленькая ученическая тетрадь с бесценными эскизами долгие годы находилась в коллекции наследников Пикассо, а в 2006 году была приобретена Домом-музеем Пикассо в Малаге.
«Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего <…> Искусство греков, египтян и великих художников других времен — это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо», — говорил Пабло Пикассо в своем интервью 1923 года. В подтверждение этого высказывания художника кроме рисунков из коллекции испанского музея в экспозиции будут представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма — около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ им. А.С. Пушкина. И, конечно, эта выставка была бы невозможна без африканских статуэток и гуашей Пикассо из всемирно известной коллекции Сергея Щукина. Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздадут ход мыслей и ассоциаций художника при создании «Авиньонских девиц».
Откроет выставку картина Поля Сезанна (1839–1906) «Купание» (1890–1894) из собрания ГМИИ. «Сезанн! Он наш общий отец», — восклицал Пикассо, а наш современник, французский писатель Филипп Соллерс назвал эту картину «Евангелием современности». «Купание», над сюжетом которого Сезанн работал на протяжении двух десятилетий (художник создал более сорока вариантов этой композиции), по праву считается произведением, положившим начало поискам новых форм в живописи и постепенному отказу от предметности.
Эта уникальная выставка позволит российской публике увидеть в новом ракурсе ранние работы Пабло Пикассо, постичь истоки творчества величайшего авангардиста ХХ века испанского происхождения.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: "В этом году мы открываем три очень важные выставки, связанные с именем Пабло Пикассо. Первая из них — «Анатомия кубизма». Мы покажем самое начало поисков, первые экспериментальные шаги великого художника в области кубизма. Эта небольшая, но необычайно интересная, разнообразная и объемная экспозиция станет прологом нашей большой «французской» осени. Вслед за ней мы представим зрителям выставку, посвященную парижскому салону баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа начала XX века, а также масштабный проект об истории любви Пикассо и его жены, балерины Ольги Хохловой".
Выставка создавалась совместными усилиями Дома-музея Пикассо в Малаге, кураторской команды ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую вошли Сурия Садекова, Анна Клочкова, Николай Молок, и архитекторами Надеждой Корбут и Кириллом Ассом.