ГМИИ им. А.С. Пушкина получил в дар работы итальянского художника Фабрицио Плесси, выставка которого «Душа камня» проходит в ГМИИ.
Пушкинский музей в рамках направления «Пушкинский XXI» продолжает формирование коллекции медиаискусства, аналогов которой не существует в России. Новое собрание включает произведения, созданные на основе экспонатов коллекции музея, сайт-специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство, с использованием новейших технологий. В нее войдут работы классиков и современных художников, работающих в области медиа-, видео- и перформативного искусства. В коллекцию уже вошла трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011).
Один из пионеров медиа-арта, художник Фабрицио Плесси передал в дар музею две работы: видеоинсталляцию «Вертикальные моря» и эскиз для видеоинсталляции «Загадка прощаний». Первая работа представляет видео с изображением струящейся воды, которая словно пытается вытечь за пределы экрана, но ограничена экранной плоскостью, как стеной аквариума. На графических работах изображена лодка, вырубленная из большого ствола дерева. В лодку вмонтированы десять мониторов, демонстрирующих движение воды.
Подобные видеоскульптуры были показаны в музее Кестнер-Гезельшафт в Ганновере в 1999 году и в музее Коррер в Венеции в 2001 году. В 2009 году Плесси участвовал с большой видеоинсталляцией «Загадка прощаний» в LIII Венецианском биеннале. Художник представил целую флотилию, состоящую из лодок с установленными в них мониторами, изображающими электронные волны. Выставка проходила в Ка д’Оро и являлась частью экспозиции «Душа воды», организованной совместно с американским художником Биллом Виолой. Мотив воды становится главным для творчества Плесси с 1968 года. К этой теме он обращается в инсталляциях, фильмах, видео и перфомансах. Созданию каждого проекта предшествует подготовительный этап. Художник много путешествует, «собирает» впечатления и делает сотни зарисовок предметов, из которых в будущем складывается новое произведение. Примером работы над проектом является эскиз, предоставленный в дар музею.
Художник Фабрицио Плесси пытается преодолеть грань между искусством и наукой, между природой и технологией, соединяя природную и цифровую стихии. Плесси обладает способностью очеловечивать технологические инструменты, превращая их в носителей эмоций и концепций, и одновременно оживлять историю, предоставляя зрителю возможность открытого прочтения связей прошлого и настоящего.
Специально для выставки «Душа камня» в ГМИИ им. А.С. Пушкина художник создал 16 видеоскульптур, которые демонстрируются в диалоге с произведениями из коллекции слепков, представляющих шедевры греческого искусства, а также искусства Древнего Рима и Италии. Это не первый опыт работы Фабрицио Плесси с ГМИИ им. А.С. Пушкина. В мае 2017 года в рамках параллельной программы 57-й Венецианской биеннале был представлен первый международный проект, созданный под эгидой направления «Пушкинский XXI» – «Человек как птица. Образы путешествий», где Фабрицио Плесси показал работу Ка’ д’Оро (Золотой дом) — инсталляцию с деревянной лодкой.
Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор направления «Пушкинский XXI»:
Подаренные работы Плесси, бесспорно, обогатят молодую коллекцию «Пушкинский XXI» и придадут ей уникальность, поскольку они помогают пересмотреть видение музея в его классическом представлении, предлагают диалог между художником и архитектурой, между историей и современностью, приглашая нас в путешествие-размышление о вечном. Плесси в своих работах часто использует образ лодки, как и в передаваемой в дар музею работе «Вертикальные моря». Так, работа Плесси с образами искусства прошлого оказывается способом навигации в настоящем и стремлением нести эмоциональные и интеллектуальные ценности нашей сегодняшней жизни в будущее. Таким образом, коллекция ГМИИ им. А.С. Пушкина обогатится новыми смыслами, а история сделает шаг вперед.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
Миссия направления «Пушкинский XXI» — представление великих достижений мировой художественной культуры в сочетании классического искусства с современным. Это своего рода эталонная энциклопедия современного искусства, творческая лаборатория, позволяющая находить новые идеи в синтезе и междисциплинарном контексте, а также объединяющая мировые музеи площадка для диалога и сотрудничества в сфере актуального искусства. Мы рады получить в нашу коллекцию работы Фабрицио Плесси. Его умение раскрыть привычные образы, дать им новую жизнь в пространстве музея поистине уникально.
Коллекция «Пушкинский XXI» будет представлена на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow, которая пройдет в Гостином дворе 6 - 9 сентября 2018 года.
СПРАВКА
Фабрицио Плесси (р. 1940) — художник, преподаватель и сценограф. Учился в Академии изящных искусств в Венеции. Многократно участвовал в таких международных выставках, как Венецианская биеннале (с 1970) и «Documenta» в Касселе. Персональные выставки Плесси были организованы в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао, Скудерие дель Квиринале в Риме, Доме Мартина Гропиуса в Берлине, Институте современного искусства в Валенсии, венском Музее истории искусств и в Фонде Жоана Миро в Барселоне. В 2011 году во вновь открывшемся павильоне Венеции на Венецианской биеннале был представлен его масштабный проект «Вертикальные моря». Для своих инсталляций Плесси задействовал пространства площади Святого Марка в Венеции, Долины храмов Агридженто, Ла Лонха на Майорке, Зала гигантов в Палаццо Те в Мантуе и венецианского театра Ла Фениче. В 2013 году, неподалеку от альпийского перевала Бреннер, был открыт музей Плесси, футуристичный авторский проект, задуманный как единое произведение архитектуры, скульптуры и дизайна, гармонично интегрированное в природную среду.
«Пушкинский XXI» – это программа, которая призвана дать зрителям представление об актуальном искусстве и его самых ярких явлениях, продемонстрировать искусство новых классиков, говорящих не только на языке живописи, графики и фотографии, но и на языке новых форм. Видео, звук, перформанс могут ярко и гармонично вписаться в контекст традиционного музея. Новые медиа, которые зачастую временны и эфемерны, могут дать новое прочтение классическим произведениям, заставляя их дышать, двигаться и вступать в диалог со зрителем.
«Пушкинский XXI» – это музей в музее. В основу этого актуального направления положено соединение образовательной, исследовательской и выставочной деятельности, которое позволит раскрыть эволюцию художественного образа – от традиционных методов до современных технологий.