Более ста лет назад, комментируя невероятную популярность у публики Федора Ивановича Шаляпина, в газетах писали: «На Москве три чуда – Царь- пушка, Царь-колокол, и Царь-бас». Сегодня, накануне приближающегося 145-летия со дня рождения певца, хочется уже из века нынешнего попытаться понять, что же нового привнес Федор Шаляпин не только в произведение М.П. Мусоргского, но и в оперное искусство ХХ века; чем его творческий метод отличался от трактовок оперных партий многих других талантливых актеров его времени.
Впоследствии Станиславский говорил, что свою систему он списал с Шаляпина, считая, что «то, что завершено Шаляпиным в смысле слияния драмы, музыки и вокала, нужно сделать общим достоянием». Ярким примером этого нового подхода к опере стали выступления певца не только в партии Царя Бориса, но и потрясающее воплощение образов Варлаама и Пимена. В этом посетителям поможет убедиться экспозиция, развернутая в залах дома-музея великого певца на Новинском бульваре. В двух залах выставлены партитуры оперы, сценические костюмы, принадлежавшие Ф.И. Шаляпину, и его фотографии в ролях, рисунки, театральный реквизит и афиши, записанные певцом пластинки, российские и зарубежные журналы с материалами о лучшем Борисе Годунове всех времен. И, конечно, здесь, в импровизированном театре, звучит неподражаемый голос великого Царь-баса.
На выставке представлены подлинные материалы из фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки.