НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сергей Эйзенштейн. «Октябрь» в Зимнем

c 26 октября 2017 по 4 февраля 2018Санкт-Петербург
Керенский поднимается по Иорданской лестнице Зимнего дворца. Кадр из фильма «Октябрь». © Российский Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Москва, 2017
Штурм Зимнего дворца. Кадр из фильма «Октябрь». © Российский Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Москва, 2017
Съемка фильма «Октябрь» в библиотеке Николая II в Зимнем дворце. 1927. © Российский Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Москва, 2017
Съемка фильма «Октябрь» под аркой Главного Штаба. © Российский Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Москва, 2017
Афиша фильма «Октябрь». Собрание А. Добровинского
С 26 октября 2017 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь», в рамках которой отдельным разделом представлена экспозиция «Сергей Эйзенштейн. “Октябрь”в Зимнем».

«Октябрь в Зимнем» – попытка реконструировать историю работы С.М.Эйзенштейна и Г.В. Александрова над фильмом «Октябрь», снятом в 1927 году к десятилетию октябрьского переворота. Трудно переоценить значение этой киноленты не только для истории мирового кинематографа, но и для нашей коллективной памяти о революции. Толпа, бегущая через площадь на штурм Зимнего дворца. Матрос, перелезающий через главные ворота. Перестрелка на парадной Иорданской лестнице. Эти кадры оказались настолько яркими и убедительными, что в последствии нередко использовались как документальная кинохроника, разошлись на живописные и плакатные цитаты, повторялись из фильма в фильм. «Октябрь» превратился в апокриф, начало героизированной легенды о революции.

Не смотря на возможность работать в исторических интерьерах и тщательно собранные воспоминания участников событий 25-26 октября 1917 года, многие знаменитые эпизоды были придуманы и с режиссированы Эйзенштейном. Не случайно после выхода «Октября» в прокат иностранная пресса писала об Эйзенштейне как о «государственном чиновнике по фальсификации истории». Искажение отдельных фактов шло не только ради идеологической, но и художественной цели: фильм сыграл важную роль в процессе мифологизации октябрьского переворота благодаря сильнейшей эмоциональной экспрессии, виртуозным новаторским приемам монтажа, исключительно точно найденным метафорам.

Зимний дворец произвел настолько сильное впечатление, что Эйзенштейн практически полностью пересмотрел изначальный сценарий. Многое, из того, что было придумано и даже снято, не вошло в итоговый монтаж (сцены в лазарете, бельевой, кочегарке). Но фильм и без того создавался in situ, сценарный план менялся буквально каждый день. Именно историческое место действия определило характер будущего мифа. И наоборот, благодаря «Октябрю» Зимний дворец и площадь Урицкого (до 1918 и после 1944 года – Дворцовая) были превращены в сакральные места ранней советской истории.

На роль Ленина, исключительно за внешнее сходство, был выбран Василий Никандров. Бывшего рабочего обучили характерным жестам, выбрили волосы на голове и отрепетировали походку. Эйзенштейн знал, что Ленин в дни октябрьского восстания не носил бороды, однако намеренно воссоздавал уже растиражированный пропагандой портрет. Александров жаловался Эйзенштейну на поведение Никандрова, который периодически срывал съемки, буянил, исчезал в сомнительных заведениях.

В распоряжении съемочной группы оказались все ресурсы ленинградского объединения Совкино и городского хозяйственного комитета. Если для воплощения замысла не хватало предметов из дворцового собрания, их брали из других коллекций. Например, «божества» (за исключением бирманской статуэтки Будды) – из Музея антропологии и этнографии. По воспоминаниям Эйзенштейна, «Можно было совершить дневное ограбление банка на углу проспектов 25 Октября и 3 июля и сослаться на съемку». Ради отдельных сцен во время съемок «Октября» в Ленинграде днем останавливали трамвайное движение и разводили Дворцовый мост. Была сооружена дополнительная электростанция, кроме нее работали еще четыре – без света оставались жители всех ближайших окрестностей.

Самым большим мифом, который сотворил Эйзенштейн в «Октябре», оказался «штурм» Зимнего. В фильме эта сцена показана как захват дворца с участием многотысячной толпы, бегущей через площадь к главным воротам, сметающей решетку с имперскими гербами и врывающейся внутрь. На самом деле в ночь с 25 на 26 октября события развивались не столь масштабно и стремительно, и Эйзенштейн об этом знал. Консультанты ему настоятельно рекомендовали снимать движение матросов со стороны Миллионной улицы, а не из-под арки Главного Штаба. Но в «Октябре» требовалось экранизировать эпохальное событие – стихию, сметающую ненавистный режим. В грандиозной подготовке съемок «штурма» Зимнего были задействованы армейские части, рабочие ленинградских заводов, милиция. Эйзенштейн писал в дневнике: «Наш администратор маленький Сомов стал похож на главнокомандующего. Его заботы сейчас: довольствие войск, эшелоны из Луги, разработка оцепления конной и пешей милицией».

После премьеры «Октябрь» критиковали за отсутствие документальной хроники, мещанский характер, жестокость, затянутость сцен. Сергею Эйзенштейну было всего 30 лет, когда фильм вышел на экраны, но от него ждали только понятного и безусловного шедевра. Эйзенштейн был обижен и раздосадован: «Ошибка всех оценщиков, что «Октябрь» хотят судить по Потемкинскому канону». Фильм шел в кинотеатрах вплоть до 1933 года, и послужил иконографической основой для всех последующих экранизаций не только событий октябрьского переворота, но и революционных событий в принципе (например, в картине Жана Ренуара «Марсельеза»).

Выставка подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. В проекте использованы материалы из собрания Российского государственного архива литературы и искусства, а также коллекции Александра Андреевича Добровинского (некоторые документы публикуются впервые).

Куратор выставки – Ксения Малич, научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения. К выставке подготовлен каталог-путеводитель по залам Эрмитажа, запечатленным в фильме (Издательство Государственного Эрмитажа, 2017).

www.museum.ru/N67930
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 15.11.2018  x    ?  


Выставка Сергея Захаренко "Цветной геометризм" в галерее "Мансарда художников"

Выставка Юрия Холдина "Вечный полдень Дионисия"

Вечер памяти святой Великой княгини Елизаветы Федоровны (1864-1918)

Выставка «Золотой век искусства России» в Калининградском историко-художественном музее

«Работа года 2018». Выставка Отделения скульптуры РАХ

Выставка «Задумчивый пейзаж Виктора Бутко» в Калининградском историко-художественном музее

Интенсивный курс по реставрации фотографии в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Выставка «Красное, желтое, белое» в Российском этнографическом музее

«Мастер-класс архитектора». Цикл лекций академика РАХ Дмитрия Швидковского

Выставка "Большая страна - Большие идеи" на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме

Cеминар "Территориальное согласие: Басманный район" в Школе наследия

Выставка «Церковь Небесная. Изображение Соборов святых в русской иконописи XVI – начала XX века»

Круглый стол: «Метаморфозы в дереве художников Инессы и Рашида Азбухановых»

Выставка-портрет в Кисловодском музее "Крепость"

Выставка об истории Балтийского казачества в Калининградском историко-художественном музее

VI научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

Выставка «Пространство времени» в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского

Французская рождественская ярмарка в Музее Москвы

Новое издание книги «Дачное Царицыно»

Первая мировая война. Флот, авиация, медицина

Лекция Аки Хоаси "Йокогамская триеннале современного искусства: поиск новых экспозиционных решений"

Мастер-классы и кураторские экскурсии по выставке «Книги старого дома: мир детства XIX - начала ХХ века»

Выставка «Пикассо & Хохлова» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Владислав Фёдоров. «Живописец»

Выставка «Приключения Незнайки, или Жизнь Николая Носова»

"В конце ноября..." - новый выставочный сезон в Арт-центре "Пушкинская-10"

Выставка Юрия Межирова "Арлекин" в галерее "Голубая Гостиная"

Анастасия Боронина. Контеплятивная живопись, графика

Метафизическая мастерская Михаила Шемякина

Стены и тени. Константин Троицкий. Живопись


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru