С 14 октября 2017 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в рамках «Дней Эрмитажа», представлена выставка одного шедевра «И.Н. Крамской. «Портрет императрицы Марии Федоровны в русском парадном платье» (1881). Из собрания Государственного Эрмитажа».
Иван Николаевич Крамской - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, творчество которого наиболее полно отражает основные мировоззренческие взгляды второй половины XIX века.
Портретная живопись второй половины XIX века имела весьма достойных представителей: Василий Перов и Николай Неврев, Константин Маковский и Николай Ге, Илья Репин и Николай Кошелев. Но даже на этом фоне портретное творчество Крамского выделяется пристальным вниманием к моделям и тщательным анализом их индивидуальности.
В начале 1880-х годов Иван Крамской считался крупнейшим русским портретистом. Этот факт подтверждается тем, что именно ему было предложено написать портрет императрицы Марии Федоровны летом 1881 года в Александрии.
Работая над полотном, Крамской почти без изменения использовал фотографию Марии Федоровны, снятую в ателье фотографа Сергея Левицкого; это, вероятно, было связано с пожеланием заказчика – императора Александра III. Фотографический портрет в русском парадном платье, снятый для представления Марии Федоровны в новом статусе, предназначался для самого широкого распространения - в декабре 1881 года магазинами эстампов А. Фельтена и А. Беггрова была выпущена фотогравюра с оригинала Левицкого.
В подписи художника на эрмитажном портрете (И. Крамской / Александрiя. / Июль 1881) указано место завершения картины: Александрия. Это означает, что он, несмотря на имеющиеся в его распоряжении снимки, приезжал в резиденцию российских императоров для натурных сеансов.
Работая над одним портретом, Крамской остается верен себе - даже в такой официальной картине он создает обаятельный образ молодой императрицы без тени лести и идеализации.
В создании красочной симфонии блеска драгоценных камней живописец, вероятно, видел одну из основных задач. Мастерство, с которым написаны костюм императрицы и сияние бриллиантов, говорит о больших успехах в области техники живописи, достигнутых Крамским к началу 1880-х годов – времени, неоправданно считающемуся кризисом в творчестве мастера.
В 1882 году на передвижной выставке экспонировались три портрета императрицы Марии Федоровны работы Крамского, замеченные критикой и не раз упоминавшиеся в рецензиях на выставку.
Вплоть до революции портрет Марии Федоровны работы И.Н. Крамского принадлежал императорской семье и находился в Аничковом дворце в Петербурге. В 1918 году картина оказалась в Эрмитаже и долгое время была неизвестна специалистам. В 2004 году, после серьезной реставрации, она впервые демонстрировалась на выставке «Фрейлины и кавалерственные дамы» в Государственном Историческом музее в Москве.
Проект Екатеринбургского музея изобразительных искусств в столь популярном сегодня формате - «выставка одной картины» - позволяет в полной мере оценить художественные достоинства эрмитажного полотна – одного из лучших портретов в творчестве Крамского.
Куратор выставки: Юрий Юрьевич Гудыменко, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа