Под таким названием 29 сентября 2017 года открылась выставка в галерее Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале.
525 лет назад наши далекие предки ждали конца света. Пророчество о судьбах мира волновало многие поколения христиан. В средние века было распространено представление, согласно которому мир должен просуществовать 6 тысяч лет (подобно тому, как он был создан за 6 дней творения). Ожидания конца света на Руси усилились в конце XV столетия, поскольку в 1492 году (от Рождества Христова) наступал 7000 год (от сотворения мира).
Каким он будет, грядущий Армагеддон, рассказал евангелист Иоанн Богослов в книге «Откровение» («Апокалипсис»), описав яркую картину гибели старого мира, Второго пришествия Христа и Страшного Суда.
18 произведений из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника – редкие памятники живописи, графики, прикладного искусства и книжного дела XVI – начала XX в. – познакомят с представлениями и верованиями Древней Руси.
Главный экспонат выставки – огромная по размеру и редко экспонируемая уникальная икона XVII века с подробными иллюстрациями текста Апокалипсиса. Замечательны иконы Иоанна Богослова, рукописные и печатные «Толкования на Апокалипсис» и «Знамения кончины века», Евангелия в серебряных окладах, графические листы с образами Страшного Суда.
Выставка будет работать по 6 ноября 2017 года. Ее посещение включено в стоимость единого билета по музейному комплексу «Спасо-Евфимиевский монастырь».
Для справки:
Апостол Иоанн Богослов – один из первых и ближайших учеников Иисуса Христа. Он был свидетелем самых великих чудес Христа, присутствовал при Преображении Господнем, на Тайной вечере. Иоанн стоял у Голгофского креста и взял к себе после Распятия Матерь Иисуса. Предания повествуют о том, что после Воскресения Иоанн отправился в Малую Азию, затем был сослан в Грецию, на Патмос, а последние годы жизни провел в Эфесе.
Иоанн Богослов – автор четвертого Евангелия, трех посланий и Апокалипсиса («Откровения Иоанна Богослова»). С его именем связано несколько апокрифов и посвященное ему «Хождение Иоанна Богослова», популярность которого на Руси возросла в конце XV в.
Образ святого широко распространен в книжной миниатюре, иконах и росписях храмов. Он присутствует на Царских вратах и Деисусном чине иконостаса, на окладах Евангелий, крестах, литургических предметах и облачениях. Иоанна Богослова было принято изображать единолично и вместе с учеником Прохором, пишущим в раскрытой книге или внимающим Откровению, в евангельских композициях и сценах явления различным святым. Особый тип изображения («в молчании») представляет Иоанна, подносящего палец к губам в знак безмолвия и причастности к тайным знаниям. Часто образ евангелиста сопровождает его символ (орел или лев), а также олицетворение Премудрости в виде ангела.
«Апокалипсис» (в переводе с греческого – «Откровение») – книга, которой завершается Новый Завет и Библия в целом. В ней описывается видение Иоанну Богослову на острове Патмос. В ярких символических образах представлен грядущий конец всего мира, Второе пришествие Христа и Страшный Суд над живыми и мертвыми, торжество праведников в Небесном Иерусалиме.