НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Константина Бранкузи «Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы». Из собрания Центра Помпиду

c 16 сентября по 12 ноябряМосква
Константин Бранкузи. Спящая муза, 1910. Полированная бронза. 16x27,3x18,5 см. Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963 год. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества. © Наследство Бранкузи
Константин Бранкузи. Застенчивость. 1917. Серебряно-желатиновая печать. 29,8x23,9 см. Завещание Константина Бранкузи 1957. Собрание: Центр Помпиду, Париж Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества © Наследство Бранкузи
Константин Бранкузи. Вид против света на центр «Колонны без конца» в Тыргу-Жиу, 1938. 39,8x29,8 см. Завещание Константина Бранкузи, 1957 год. Собрание: Центр Помпиду, Париж Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества
В рамках празднования своего 20-летия Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в России показывает выставку Константина Бранкузи, одного из самых влиятельных и известных скульпторов ХХ века.

Выставка в МАММ — первая попытка показать феномен Бранкузи во всей его полноте. В экспозиции нашли отражение все аспекты творчества великого художника: скульптуры, рисунки, фотографии и фильмы. Эзра Паунд, близко друживший с художником, писал: «Произведения Бранкузи обладают накопительным воздействием. Он создал целый мир ФОРМЫ. Его надо видеть в его совокупности. Это система. Видение». Музей привозит в Россию произведения Константина Бранкузи из Центра Помпиду, обладающего самой крупной коллекцией автора. Этим проектом МАММ продолжает программу творческого сотрудничества с Центром Помпиду. Выставка стала возможной благодаря поддержке фонда «Искусство, наука и спорт».

Мастерская Константина Бранкузи, которую он завещал Франции, при условии, что Национальный музей современного искусства в Париже / Центр Помпиду сохранит её в первозданном виде, говоря современным языком, являлась мультимедийным пространством. Бранкузи был новатором и экспериментатором. В работе он использовал самые разные материалы, революционно соединяя в своих произведениях дерево, камень, бронзу и мрамор. Его мастерская была настоящей «алхимической лабораторией», в которой, используя все доступные медиа, он искал способы наилучшим образом передать своё мироощущение.

Из-за того, что Бранкузи всегда работал один, без помощников, о нём часто говорили как об одиноком отшельнике, которым он вовсе не был. Двери его мастерской, со временем ставшей одним из центров притяжения художественной жизни Парижа, всегда были открыты для друзей: Эрика Сати, Фернана Леже, Ман Рэя, Марселя Дюшана, Тристана Тцары, Амедео Модильяни, Эдварда Штайхена и многих других. Константин Бранкузи устраивал для них настоящие перформансы, полноправными участниками которых были его скульптуры, помещённые на вращающиеся подставки, мебель, каменные постаменты, иногда служившие столами, а временами превращавшиеся в танцпол, и конечно же гости. Сам Бранкузи играл на скрипке и распевал румынские народные песни, добавляя необходимый для художественного действа саундтрек.

Нам показалось необыкновенно важным также соединить в одном пространстве все творческие ипостаси Константина Бранкузи, чтобы зрители могли увидеть мир именно таким, каким видел его сам Бранкузи, и каким он мечтал показать его окружающим.

Всем известно, что Константин Бранкузи был великим скульптором, его работы, ставшие символом нового модернистского подхода в искусстве, знает весь мир. Однако мало кто знает, что он был прекрасным фотографом, а также автором фильмов, также по праву ставших достоянием эпохи модернизма.

Фотография занимала огромное место в его творчестве. Недовольный качеством фоторепродукций своих работ, Константин Бранкузи стал сам фотографировать свои произведения. Начиная с 1914 года, Бранкузи создал несколько тысяч снимков, в фокусе которых, прежде всего, были его скульптуры и его мастерская.

Крёстным отцом в фотографии и кино для Константина Бранкузи стал Ман Рэй. Он давал советы в основном технического характера. Ман Рэй писал: «[Его снимки] были расфокусированы, пере- или недоэкспонированы, стёрты и с пятнами. Именно так, говорил он, и нужно воспроизводить его творения. Может, он был прав — одна из его золотых птичек была схвачена в падающих лучах солнца так, словно от неё исходило сияние зари, это придало работе неожиданную силу». По мнению самого Бранкузи именно фотография позволяла наиболее точно выразить суть его работ: «Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?»

Фотография никогда не была для Бранкузи просто способом документации. Если бы он нуждался в каталогизации своих работ, его близкие друзья, и «по совместительству» величайшие фотографы своего времени, с радостью помогли бы ему в этом. Фотография и кино, были для Бранкузи идеальным способом передать «живой» динамический аспект его скульптур, вдохнуть в произведения движение. «Метаморфоза. Жизнь есть брожение, и должна меняться, чтобы оставаться живой», — утверждал художник. В поисках этой «живой жизни», он создавал десятки отпечатков с одного негатива, пытаясь уловить те скрытые смыслы и переживания, которые не видны обычным глазом.

Безусловно увлечённый новейшими медиа того времени, Бранкузи всегда оставался верен себе и своему художественному чутью, не поддаваясь безоглядно ни фотографическому буму, ни ажиотажу, связанному с новыми возможностями, которые открывал кинематограф. Фильмы и фотографии Константина Бранкузи — своего рода message современникам и потомкам прежде всего о том, как он сам видел свои скульптуры.

Необыкновенно требовательно Константин Бранкузи относился не только к изображению своих скульптур, но и к собственным портретам. Звезда мировой фотографии — Ман Рэй, известный прежде всего своими портретами, рассказывал историю, ярко характеризующую Бранкузи: «Когда я сказал, что его портрет войдёт в альбом, который я в тот момент готовил к публикации, он запретил мне это. Он сказал, что единственным настоящим его портретом может быть кадр из фильма о нём, и он сам выберет этот кадр. Я согласился сделать всё, что он скажет, и принёс мою профессиональную камеру в студию. Я отснял пару сотен футов плёнки о нём, прохаживающемся по студии. Мы просмотрели медленно весь материал, он ткнул пальцем в одобренный кадр. Он вошёл в мою книгу, хотя я предпочёл бы более тщательно сделанный этюд». Позже Ман Рэй сожалел только о том, что не пометил на фотографии, что это был автопортрет Бранкузи.

Важной частью экспозиции в МАММ являются рисунки Константина Бранкузи, в том числе знаменитые портреты Джеймса Джойса, созданные в качестве иллюстрации для фронтисписа книги Джойса «Сказы о Шеме и Шоне»; зарисовки животных, карандашные наброски скульптур, портреты и автопортреты, так же проникнутые идеями движения, жизни, метаморфоз, как и всё, к чему прикасался великий художник.

Константин Бранкузи родился 21 февраля 1876 года в румынской деревне Хобица. В возрасте одиннадцати лет он сбежал из дома в ближайший город Тыргу-Жиу, чтобы обучаться пластическому искусству. В 1894 году, Бранкузи поступил в Школу искусств в Крайове, где продемонстрировал большие успехи в резьбе по дереву, и был направлен для дальнейшего обучения в Школу изящных искусств в Бухаресте. Там он получил традиционное образование и множество наград и медалей за свои работы в разных академических категориях: «скульптура в античном стиле», «скульптура в природном стиле», «выразительные головы» и др. Из Бухареста он перебрался в Париж, учился в Национальной школе изящных искусств у скульптора-академиста Антонена Мерсье, а затем около месяца работал подмастерьем у самого Огюста Родена.

Бранкузи писал: «... начиная с Микеланджело, скульпторы пытались передать величие, но у них не получалось ничего, кроме гигантомании... Появляется Роден, и меняется всё. Благодаря ему, скульптура становится человеческой, гуманной в своих размерах и содержании. Влияние Родена было колоссальным».

Вскоре рассудив, что «в тени большого дерева ничего не растёт», Константин Бранкузи перебрался в собственную мастерскую на улице Монпарнас, где отбросив все академические навыки, приобретённые за годы обучения, вернулся к идее свободного высекания из дерева и камня — тому, с чего он начинал. Его скульптуры заставляли вспомнить и о народном румынском искусстве и о его интересе к искусству неевропейских народов, в частности к африканскому искусству, также как это происходило и у его современников: Модильяни, Гогена, Пикассо, Дерена. В мастерской Бранкузи постоянно звучала музыка, будь то пластинки с песнями африканских народов Ашанти (Гана), Конго, Того, песни северо- и южноамериканских индейцев, палестинцев, турок, румынская народная музыка или американский джаз.

При этом Бранкузи всегда был предельно самостоятелен в своих художественных пристрастиях, которые он сформулировал в «Манифесте о сути вещей»: «Суть вещей должна быть представлена предельно лаконично, просто, выразительно и ясно».

Незадолго до смерти Константин Бранкузи выразил желание передать свое наследие в дар Франции, стране, ставшей для него второй родиной. В соответствии с волей художника, Национальный музей современного искусства в Париже в 1957 году приобрёл всю его мастерскую (около 200 скульптур и постаментов, более 1600 фотографий, 800 негативов, 160 книг из личной библиотеки, коллекцию из более чем 200 пластинок, мебель и инструменты) а также личные архивы художника. Сегодня работы Бранкузи из Центра Помпиду впервые демонстрируются за рубежом.

www.museum.ru/N67435
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00, 637-11-55
сайт:www.mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.11.2017  x    ?  


Открытие выставки "Дервиши: образ и слово" в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого

Выставка живописи "Дарующая любовь" в Музее истории г. Советска

Моя любовь. Сотворение фильма. Выставка Александра Петрова

Проект "Чёрное/Белое: парадоксальные цвета" в Дарвиновском музее

Выставка «Рождество в крестьянском доме» в Коломенском

«В поисках Руси». Выставка Александра Бубнова в Доме Остроухова

Где-то в Великой степи. Актуальное искусство Казахстана

Выставка «Курские художники. Живопись. Графика»

Десятый международный фестиваль «Биеннале поэтов в Москве»: Поэзия Китая и России

«Музыкальная Третьяковка». Авторские песни, посвященные художникам

Представители Германии передадут музею-заповеднику «Царское Село» книгу XIX века

125. Смертное время. Репрессированный музей

Выставка "Иван Айвазовский. 200 лет триумфа"

Век музеев. К 100-летию пригородных дворцов-музеев Санкт-Петербурга. Представление проекта

Евгений Блюмкин "Попытка равновесия" (печатная графика) в галерее "Голубая Гостиная"

Синичкин день в садах Русского музея

Фестиваль «85 лет Государственному музею городской скульптуры»

"Век вождей" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего Средневековья

Федор Шаляпин. 1917. Личная история

Выставка «Суровая поступь революции»

«Weekend», который не вернуть. Презентация книги Игоря Мухина

Владислав Шаповалов «Дипломатия образа»

Выставочный сезон "Между строк" в арт-центре "Пушкинская-10"

Выставка "Шагающие в темноту" в Центральном военно-морском музее

Ара Арутюнян. Солнце в камне

Выставка "Три истории Додо" к 185-летию английского писателя Льюиса Кэрролла

Выставка немецкой художницы Антуанетты фон Саурмы «Топография травмы»

«Без названия: Гоголевский, 10»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru