24 августа 2017 года, накануне юбилея столицы, в Малом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском откроется сотая по счету выставка «Архитектор Иван Федорович Мичурин: портрет на фоне… К 870-летию Москвы», которая продолжит свою работу до 12 ноября 2017 года.
Любая круглая дата, связанная с Москвой, как правило, отмечается столичными музеями многочисленными выставками, посвященными облику города. 870-летие Москвы не исключение.
Выставка в Коломенском на первый взгляд также связана с архитектурной тематикой, что более чем уместно на исторических территориях объединенного музея-заповедника, одним из основных направлений которого является сохранение, изучение и популяризация архитектурного наследия Москвы. Акцент на архитектурную среду города сделан не случайно, поскольку именно архитектура создает урбанистический контекст, определяет индивидуальность любого города.
И все-таки, этот выставочный проект имеет свои особенности: в 2017 году еще одна юбилейная дата – 350-летие основания Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Двойное торжество!
Другая особенность выставки обозначена в названии. Экспозиция построена на рассказе о деятельности незаслуженно забытого архитектора Ивана Федоровича Мичурина (1700–1763), работавшего в Москве и ее окрестностях, в том числе и в Коломенском, в 1730–1750-х годах.
Между тем, благодаря его деятельности был сформирован облик Москвы, который, как известно, создается усилиями как заказчиков и просто жителей города так и – прежде всего – ее архитекторов. Благодаря его деятельности было спасено от разрушения множество старинных московских и провинциальных построек. Ныне эти объекты – жемчужины национального зодчества, предмет постоянных забот современных реставраторов и Управления по охране культурного наследия Москвы, во многом продолжающих традиции сохранения архитектурного наследия, заложенные Мичуриным.
Иван Федорович Мичурин принадлежал к первому поколению зодчих из числа петровских пенсионеров, представляя новый для России тип архитектора, получившего профессиональное образование современного западноевропейского уровня и сумевшего перенести его категории и требования в местную строительную практику.
На рубеже 1730–1740-х гг. Иван Мичурин являлся практически единственным крупным зодчим, постоянно работавшим в Москве. Это насыщенный творческий период. Зодчий выполняет самые разные заказы, от проектирования крупных сооружений до бесчисленных ремонтов древних (и просто старых), но исторически и художественно ценных зданий. В разное время архитектор занимался осмотром и реконструкцией построек Кремля, Монетного двора в Китай-городе (палаты над Воскресенскими воротами), Сухаревой башни, здания Главной аптеки. В 1745–1746 гг. Мичурин перестроил Суконный двор.
Центральное место на выставке отведено Плану Императорского столичного города Москвы (1731–1739), составленному на основе новых геодезических данных под руководством Ивана Мичурина. На Плане была зафиксирована не только существующая застройка и планировка города, а также были отражены авторские проектные предложения по трансформации и урегулированию градостроительной ситуации. Завершенный рукописный вариант Плана был напечатан в 1740 г. в виде небольшой гравюры в Гравировальной палате Академии наук. Москва как город впервые обрела точный план на основе профессиональных геодезических измерений на местности. На его основе впоследствии составлялись новые планы, отражавшие развитие Москвы как урбанистического организма.
В контексте сохранения памятников прошлого, отдельный раздел выставки посвящен дворцу царя Алексея Михайловича в Коломенском. Его история открывается уникальным историческим документом, который свидетельствует о проведении Мичуриным работ по осмотру и описанию дворца. Многие документы, предоставленные из фондов Российского государственного архива древних актов и частных собраний, впервые станут доступны посетителю.
На выставке будет представлен обширный графический материал: планы Москвы, архитектурная графика, в том числе выполненная самим Мичуриным, а также архитектурные детали, фрагменты декора памятников Москвы, с которыми он работал, археологический материал, и редкий комплекс геодезических инструментов, наглядно демонстрирующих сложность измерительных работ.
Образы прошлого и нынешнего времени древней столицы иллюстрируют две работы с видами Москвы XVII и XX веком художников А. М. Васнецова и А.А. Волкова.
У каждого из посетителей выставки появится не только возможность открыть для себя имя замечательного архитектора, но и запечатлеть свой портрет на фоне старинных зданий Москвы.
Организаторы:
- Департамент культуры города Москвы
- Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Люблино»
Участники выставки:
- Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское–Измайлово–Люблино»
- Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
- Российский государственный архив древних актов
- Политехнический музей
- Московский музей-усадьба Останкино
- Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
- Музейное объединение «Музей Москвы»
- Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»
- Московский архитектурный институт (государственная академия)
- Коллекции А.Л. Кусакина, Р.Н. Челышкина, А.Б. Савинова