Центральный Дом художника приглашает Вас посетить выставку произведений из коллекции галереи "Fusion Culture Gallery", которая будет работать с 15 января до 2 февраля в зале N15. Открытие состоится 17 января в 17.00.
"Будда с лицом Аполлона. Искусство Гандары".
Последние месяцы Афганистан упоминается в новостях, как минимум - два раза в день. Мы всё знаем про места бомбовых ударов, талибов, беженцев и отсутствие дорог. К сожалению, мало говорится в СМИ о культуре Гандары - территории, частью которой был доисламский Афганистан. А жаль, ведь история Гандары насчитывает, как минимум, два тысячелетия и с IV века до н.э. по VII век н.э. являлась отдельным и неповторимым явлением эллинской культуры.
Цель проекта Fusion Culture Gallery - рассказать о парадоксальной смеси греко-буддистского искусства Гандары. Тема особенно интересная в контексте Евроазиатской ситуации России.
Гандара - это историческая область, расположенная в северо-западной части Пакистана и в восточной части Афганистана, в низовьях рек Кабул и Суат, известная как Пешаварская долина. В прошлом Гандара являлась перевалочным пунктом и местом схождения торговых путей между Индией, Центральной Азией и Средним Востоком. Эта область принадлежала Персии в VI-V веках до н.э. и была завоевана Александром Македонским в IV веке до н.э. Позднее она входила в состав Мавританской династии, во времена правления которой стала центром распространения Буддизма в Афганистане и Центральной Азии. Еще позже Гандара принадлежала индо-грекам, шаки, парфянам, кушанам. Таксила и Пешавар, древнейшие и главные города Гандары, были ее важными культурными центрами.
Гандара долго находилась в центре культурных влияний. Во времена правления индийского царя Ашоки в III веке до н.э. Гандаре уделяли огромное внимание миссионеры-буддисты. Уже в I веке н.э. правители Кушанской империи, под влиянием которых находилась тогда Гандара, поддерживали тесные контакты с Римом.
Начиная с I века до н.э. и до VI-VII веков н.э., Гандара стала колыбелью нового стиля искусства, который представлял собой смесь индо-буддистского и греко-римского направлений.
Во времена правления династии Кушан своего расцвета достиг стиль греко-римского происхождения, который получил развитие одновременно с интересной, но такой непохожей на него кушанской школой искусства в Матура (Уттар Прадеш, Индия). После завоевания Махмудом из Газни в XI веке н.э., Гандарой владели несколько различных исламских династий.
В своей интерпретации буддистских легенд гандарская школа включала в себя многие мотивы и техники классического римского искусства, в том числе изображение завивающейся виноградной лозы, херувимов с венками на головах, тритонов, кентавров. Иконография же оставалась преимущественно индийская. Скульпторы Гандары применяли такие материалы как зеленый филит и серо-голубой аспидный сланец, а уже после II века н.э. - гипс. Оригинальные скульптуры были окрашены и позолочены. Работы гандарских мастеров основывались на антропоморфных традициях римской религии и изображали Будду с молодым лицом, подобно Аполлону, одетым в одежды, которые мы можем видеть на римских статуях. Гандарская и Матурская школы влияли друг на друга, и главным в их стиле было не реалистическое отображение, а стремление к более идеализированному, абстрактному изображению Будды.
На выставке экспонируются подлинные образцы скульптуры Гандары II-III и III-IV веков н.э.