Музей истории религии впервые стал участником проекта, который отмечает в 2017 году свой 15-летний юбилей. Основная задача Триеннале показать современное состояние графического искусства, проследить пути его развития, продемонстрировать различные направления и формирование графической манеры и технологий. Цель проекта выявить достижения в современном искусстве графики, укрепить межрегиональные и международные связи.
Каждую весну рыбаки коренной тайваньской народности ями, проживающие на Острове Орхидей, ждут появления летающих рыб. Тысячелетиями этот народ встречает Новый год, время обновления всего сущего вместе с летающей рыбой, а их исчезновение знаменует конец времен, но только до тех пор, пока стаи летающих рыб вновь не покажутся на горизонте.
Сюжет с летучей рыбой для китайского изобразительного искусства также не случаен. Согласно одной из наиболее популярных китайских легенд карп плывет по р. Хуанхэ к месту нереста против течения. Настойчиво преодолевая пороги, карп прыгает над водой, а наиболее упорный и целеустремленный, преодолевая символические «Ворота Дракона» превращается в Дракона и взлетает в Небо. В этой ипостаси рыба является благопожелательным символом для скорого карьерного взлета.
Наибольшее распространение этот сюжет получил в китайской лубочной картине няньхуа (букв. «новогодняя картина»). Название няньхуа определено тем, что основная часть картин продается в преддверии Китайского Нового года (Чунь Цзе) по лунному календарю, но кроме того, определенные типы няньхуа пользуются популярностью перед праздниками Начала лета (Дуаньу) и Середины осени (Чжунцю). Основной тематической линией няньхуа является культ благопожеланий — счастья, богатства, долголетия, обилия сыновей.
На выставке «Сезон летающих рыб» представлены 45 работ-победителей ежегодного конкурса няньхуа, организованного Тайваньским Министерством культуры и Музеем изобразительных искусств. Все графические работы созданы в период 2000 – 2017 гг. Разделы выставки рассказывают о китайском народном календаре, религиях Китая, взаимоотношениях с западным миром, а также о коренном населении острова Тайвань. Дополняют выставку предметы из коллекции Музея истории религии, в частности, датированные началом ХХ в. китайские народные картины и амулеты, собранные и привезенные в Россию известным отечественным синологом академиком В.М. Алексеевым. Среди них благожелательные лубки с изображением персонажей лунного, традиционного для стран Восточной и Юго-Восточной Азии, сельскохозяйственного календаря: зайца, дракона, тигра, лошади.
Среди практически бесчисленного пантеона китайских богов, духов и культурных героев особым почитанием пользуются божества, отвечающие народным чаянием богатой, продолжительной и счастливой жизни. На выставке представлено 3 деревянных статуэтки, изображающих легендарных даосских бессмертных, которые обладая уникальным набором сверхъестественных способностей, воплощают различные стороны жизни, являясь покровителями людей, принадлежащих к различным социальным группам.
Часто благопожелания предстают перед зрителем в зашифрованном виде — в виде игры созвучий-омонимов. Под каждой работой располагается перечень основных символов, использованных в представленных на выставке няньхуа. Обратившись к словарю, вы можете самостоятельно дешифровать «ребусы» китайской лубочной картины.
Зародившись еще в X в., сегодня китайская народная картина, пройдя ряд технологических и сюжетных трансформаций, остается одним из самых популярных и массовых видов искусств.
Тайваньское искусство органично произрастает из китайской художественной традиции, но при этом на протяжении всей своей яркой истории она испытывала сильное иноземное влияние. Тайваньская культура впитала в себя значительный пласт японской и американской культуры, в результате чего сложился особый синкретичный язык тайваньского искусства, основанный на сложном диалоге китайской традиции и модернизма, выстроенного по западному образцу.
Выставка продлится до 19 июля 2017 года.