Музей истории религии начинает летний сезон с открытия мини-выставки, посвященной необычному и удивительному явлению индийской культуры – театру плоских изображений «толпава кутху». «Толпава кутху» переводится как «спектакль теневых фигур»; традиция данных театральных представлений является частью ритуалов почитания богини Бхадракали (локальной ипостаси богини Кали, супруги бога Шивы).
На выставке представлены три уникальные театральные куклы-марионетки конца XX века, изображающие индуистских божеств Раму, Ганешу и Хануман из коллекции ГМИР. Дополняют выставку видеоматериалы с записями спектакля.
Считается, что традицию ежегодных представлений «толпава кутху» заложил в XIV в. Ганапати Ирави Махараджан, глава одной из правящих на территории Кералы династий. Представления «толпава кутху» проходят на специально сконструированных сценах «кутху мадам» перед храмами, являясь составной частью ежегодного религиозного фестиваля Пурам, проходящего в храмах Кералы с декабря по май. Постановка представляет собой сцены из тамильской версии индийского эпоса «Рамаяна», главными героями которой являются царевич Рама и его супруга Сита. Рама – одна из наиболее популярных аватар бога Вишну, его жизнь и деяния являются в индийской традиции примером строгого следования принципам дхармы. В спектаклях «толпава кутху» повествование делится на двадцать одно действие, начиная от рождения Рамы и до его коронации.
Куклы-брахманы также участвуют в фестивале, посвященному богине Бхадракали и восхваляют Ганешу, Сарасвати, Вишну и других богов. Начинается действо с поднятия храмового флага, затем зажигается традиционная масляная лампа от огня, горящего в святилище богини. Далее брахман передает эту лампу артисту, который вешает ее перед сценой. Предварительные ритуалы состоят из церемонии восхваления богов, предков и подготовки к основному повествованию. Оракул обходит храм трижды и идет к сцене, чтобы возвестить о начале представления «Рамаяны». Он благословляет артистов, осыпая их рисовыми зернами. В этот момент лампа переносится за занавес и от ее пламени зажигают светильники на сцене, которые символизируют богиню, и таким образом она, невидимая, присутствует на представлении. Как правило, сцена освещается 21 лампой из половинок кокосовых орехов, наполненных кокосовым маслом, расставленных за белым экраном для обеспечения игры теней (используют также глиняные и металлические светильники).
Куклами, изготовленными из кожи, управляют посредством тонких палок. Сценарий включает стихотворную и прозаическую части, когда по ходу спектакля артисты комментируют стихотворные строки. Действие сопровождается игрой на музыкальных инструментах.
В фестивале участвует множество людей, которые приходят как поклониться богине, так и просто посмотреть спектакль. Обычно зрители обращаются к артистам с просьбой испросить у богини милости: рождения ребенка, успех в сельскохозяйственной деятельности, свадьба детей. Кукловоды получают дары «дакшина» и выполняют специальный ритуал «натака»: в определенный момент спектакля излагают просьбу, упоминая имя просителя и звезду под которой он родился.
Со временем традиционный театр претерпел некоторые изменения. Кукловоды, встраиваясь в современную жизнь, ищут новые источники существования. На сегодняшний день осталась практически единственная семья – носитель традиции во главе с Рамачандрой Пулаваром, который является тринадцатым представителем кукловодов этой семьи. Рамачандра Пулавар проживает в деревне Кунатхара в районе Палаккад штата Керала. Его дед Лакшмана Пулавар был известным знатоком искусства «толпава кутху» начала ХХ века, а отец Кришнан Кутти Пулавар с 1972 г. вывел этот вид традиционного искусства за пределы храма. Он представил его в Нью-Дели на сцене Академии драмы, музыки и танца, после чего состоялись поездки с выступлениями в разные регионы Индии и заграницу. К.К.Пулавар передал свои знания трем сыновьям: Рамачандре, Вишванатху и Лакшману. Старший Рамачандра возглавил труппу после отца, его сыновья Раджив и Рахул также продолжают традицию семейного искусства. Кроме всего прочего, на сегодняшний день в Индии театральные куклы широко используются в учебных учреждениях в процессе обучения, помогая выжить традиционному искусству.
Выставка продлится до марта 2018 года в разделе постоянной экспозиции «Религии Востока: индуизм».