В 2017 году Эрмитаж к 100-летию революции подготовил масштабный проект под общим названием «Штурм Зимнего».
Особенностью этого проекта станет выставка-квест – точечные выставки, которые в течение года будут открываться в разных местах музея. Все экспозиции выставки-квеста обозначаются специальным логотипом.
С 6 марта 2017 года в Аванзале Зимнего дворца выставлены самовар и таз с монограммами императрицы Александры Фёдоровны и цесаревича Алексея Николаевича, изготовленные фирмой Карла Фаберже. Начавшаяся Первая мировая война сократила производство фирмы, несмотря на это она приспособила свои мастерские к нуждам военного времени и стала выпускать продукцию, предназначенную для фронта – медные и латунные походные самовары и чайники, кастрюли и умывальники, зажигалки и чарки, шприцы и ёмкости для их стерилизации, гранаты и гильзы.
Самовар и таз предназначались для Лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был открыт в Зимнем дворце в 1915 году и просуществовал до 27 октября 1917 года. Большой хирургический лазарет «для нижних чинов» на 1000 мест был организован по решению императора Николая II и занимал все парадные залы Зимнего дворца, кроме Георгиевского. Солдатский госпиталь в Зимнем дворце не был похож на другие. Он располагался в царской резиденции, его оборудовали по последнему слову науки и техники того времени, здесь использовались самые передовые методы лечения. Для госпиталя был подобран высококвалифицированный медицинский персонал.
Императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татьяна служили сестрами милосердия в госпитале – они ассистировали при операциях, занимались благотворительной деятельностью, помогали раненым.
С 25 октября 2017 года в Аванзале будет представлена часть экспозиции «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году», посвящённая истории Лазарета имени наследника цесаревича Алексея.
Точечная выставка открыта в память о врачах и сестрах милосердия лазарета Зимнего дворца, продолжавших свою работу вплоть до октября 1917 года. Экспозиция подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, куратор – Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня.