Под эгидой итальянского Института культуры Государственный музей-усадьба "Архангельское", Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Российский государственный военно-исторический архив и Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина представляют выставку "Музыка для глаз. 250 лет Пьетро ди Готтардо Гонзага".
"Следуя врожденному влечению я усвоил привычку называть "музыкой для глаз" все зримые украшения", - писал в одном из своих трактатов Пьетро ди Готтардо Гонзага, чье имя до сих пор является символом блистательного театрального искусства. Творчество Гонзага принадлежит в равной степени художественной культуре России, в которой он прожил около 40 лет, и культуре Италии, на земле которой он родился и впервые прославился как великий декоратор. Большую часть творческого наследия Гонзага составляют эскизы декораций, которые рассеяны по крупнейшим музейным и архивным хранилищам Москвы, Петербурга и частных коллекциям. Настоящая выставка, посвященная 250-летию со дня рождения художника и организованная по инициативе Итальянского института культуры, представляет только московские собрания. Магическая сила таланта Гонзага-декоратора, ставшего первым среди равных, была столь велика, что русское общество на рубеже XVIII - XIX веков оказалось в плену у театра. "Чудные декорации Гонзага, - писал М.И.Пыляев, - заставляли зрителя забываться и поражали удивительным соблюдением перспективы и необыкновенной прелестью композиции". В России в конце XVIII века ведущим направлением в искусстве был классицизм, и Гонзага, отказавшись в своем творчестве от фантастического жанра, легко вошел в жизнь русского искусства. Он стал декоратором-перспективистом, но в отличие от мастеров барокко изображал на сцене реальный городской пейзаж и реальную архитектуру. Первые же работы в России принесли ему ошеломляющий успех, "заставив всех восхищаться его кистью и разумом", виртуозным мастерством иллюзорной сценической живописи. Атрибуция эскизов Пьетро Гонзага и их датировка представляется весьма сложной, так как он почти никогда не подписывал и не датировал свои рисунки и, с другой стороны, писал типовые декорации, которые использовались во многих спектаклях, лишь подновляясь. Самые большие творческие возможности открыл Павловск, которому Пьетро Гонзага вслед за Чарльзом Камероном придали неповторимые черты и который сделал итальянского художника универсальным: живописцем, архитектором, театральным декоратором. На сцене и в стенной живописи, используя законы архитектурной перспективы, он создавал шедевры. На выставке представлены росписи плафона Тронного зала Павловского дворца. Друг и покровитель Гонзага князь Н.Б.Юсупов в 1810 году поручил ему проект театра для усадьбы Архангельское, только что приобретенной им. На выставке показаны чертежи театра, отличающегося гармонией пропорций, спокойствием и строгостью архитектурных форм. Для этого театра он написал двенадцать смен декораций, уникальные эскизы которых частично экспонируются. Сохранились четыре подлинных декорации Гонзага и главный занавес, представленные здесь в современных макетах. Интересны и проекты праздничного оформления триумфальных арок для коронационных торжеств в Москве. В некоторых случаях Гонзага заботился и об устройстве фейерверков - обязательного элемента праздничной культуры того времени. Он сравнивал их "с музыкальными звуками, которые также быстро изменяются и исчезают". В рисунках Пьетро Гонзага чаще всего использовал тушь и галловые чернила, реже - бистр и акварель. Легкими штрихами пера и столь же легкими движениями прозрачной кисти художник достигал необычайной выразительности. С годами слава декоратора стала тяготить Гонзага, и он постоянно возвращался к мысли об архитектуре, считая, что именно она делает землю "более здоровой, более удобной и более красивой". Проектные чертежи театрального здания на Дворцовой площади в Петербурге из Военно-исторического архива иллюстрируют его мечту возводить в реальной жизни архитектурные сооружения. "Маг" и "чародей" сцены Пьетро ди Готтардо Гонзага более четверти века восхищал своим искусством современников - зрителей, художников и мастеров сценической живописи. Продолжает восхищать и сейчас.
Куратор выставки Татьяна Николаевна Никитина, авторы выставки Е.Н.Дмитроченкова, Т.А.Дудина, Л.Н.Кирюшина, Н.Д.Краснобаева, К.А.Кропотова, И.В.Седова.
Открытие выставки состоится 19 декабря 2001 года, в среду, в 19.00 в зале АРТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ Музея Архитектуры.