Выставка произведений известного саратовского художника Евгения Яли представляет со-бой ретроспективу его творчества и была посвящена 70-летию мастера. В залах музея представлено более 50 произведений автора 1970 – 2010-х годов. Большинство работ принадлежат частным собраниям России и зарубежья, остальные – художнику.
Евгений Яли – это чистый пейзажист, мастер созерцательно-лирических полотен. Эмоциональнообразная роль сдержанного и выверенного колорита у него всегда велика, но именно линейно-ритмическое начало становится важнейшим в системе выразительных средств. Энергия цвета заметно ослаблена, и этого зачастую требует сам характер мотива: вполне реальные пейзажи увидены, словно сквозь дымку времени. Это импровизации-воспоминания на темы самой природы, в них сохраняется лишь то, что глубоко пережито и впитано художником в часы наблюдений и мастерски пересоздано его творческим воображением.
В картинах Евгения Яли не стоит искать скрытых метафор, символического подтекста, иносказания. В них нет дополнительной, навязанной извне задачи, усложненно аллегорической «догрузки». Они всегда остаются на уровне впечатления-ощущения, впечатления-переживания». Ничего головного, сугубо рассудочного – его пейзажи пленяют лишь неопровержимой правдивостью чувства. В субъективно-искреннем повествовании художника каждый находит частицу и своих переживаний, своих радостей и печалей.
Особенностью искусства этого мастера изначально было стремление показать скорее «душу пейзажа», а не его чувственно-осязаемую плоть. У него нет выраженного интереса к материально вещественному. Предметный мир в его полотнах словно разуплотняется, освобождается от объёмности и весомости. Это предопределило и самый характер его призрачно-невесомой живописи. В «мглистых» его пейзажах зрелой поры цвет приглушенный, мягко подсвеченный, чуть дымчатый. И в его динамике тоже нет напряжения, она у него лёгкая, порою почти парящая.
Сюжетом своих картин он чаще всего берёт не столь уж редкие, но трудноуловимые переходные состояния в жизни природы. И они, несмотря на разницу воссоздаваемых мотивов, многократно варьируются художником, ищущим чуткой проникновенности, а не броской экспрессии.
Яли – вовсе не холодный выдумщик. Он всегда избегал всего нарочитого. Конечно, восприятие его искусства требует определённой культуры глаза, общей эстетической воспитанности. Своей недосказанностью его картины располагают к активному сотворчеству, к ответным образным ассоциациям. Но характер и направленность этих встречных ассоциаций изначально «запрограммированы» идейно-образной структурой лучших его пейзажных полотен. И в этом несомненная органичность его творчества, которому, хочется верить, заслуженно суждена долгая жизнь.