Радищевский музей представляет выставку живописных работ Вячеслава Зотова второй раз за последние два десятилетия. Настоящая выставка представляет более 50 лучших его произведений периода середины 1980-х годов – начала 2003 года из частных саратовских коллекций. На выставке преобладают его пейзажи, есть несколько натюрмортов и портретов. Стоит отметить, что портреты художник стал писать только в конце своего творческого пути, поэтому их количество невелико.
Вячеслав Зотов пришёл в настоящее искусство с большим опозданием, а потому выработка персонального образного языка и своеобразной живописной стилистики шла у него с необычайной интенсивностью и куда большей осознанностью, чем это бывает у молодых.
За свои короткие полтора десятилетия Вячеслав Зотов прошёл большой путь стре-мительного становления и развития, требующий пристального и детального рассмотре-ния различных его периодов. Несомненно, что он стоял на пороге качественно нового этапа в своём творчестве, но возможную направленность его дальнейшего живописного поиска можно лишь предполагать. А судить о творчестве ушедшего художника прихо-дится не по тем свершениям, которых он реализовать не успел, а оценивая лучшее из до-стигнутого им при жизни.
Безусловно, убедительны и привлекательны лучшие зотовские натюрморты, порт-реты, мотивы дикой или сельской природы. Но наиболее популярными не случайно ока-зались его городские пейзажи. Он не был первооткрывателем поэзии саратовских улиц и переулков. У него в этом жанре были замечательные предшественники. Но у него своё незаёмное ощущение города, особая эмоциональная тональность, его привлекают иные ритмы городской жизни. Он всегда стремился к образной убедительности, а не иллюзор-ной похожести. Отсюда эта узнаваемо-неузнаваемая красота городских улиц, опоэтизи-рованных художником – в мерцании света, в богатстве цветовых переливов.
Зотовские городские пейзажи написаны не прямо с натуры: он воссоздавал на по-лотне скорее впечатление, которое жило в его воспоминаниях. Но всегда стремился воссоздать свежесть восприятия, импульсивность непосредственного и как бы мгновенного живописного отклика. Это не живопись остановленного глазом кадра, а живопись мелькающих кинокадров. Главное в них даже не экспрессия цвета, а экспрессия самого письма, стремительных, размашистых мазков. Красочная поверхность выглядит в них живой, трепетно вибрирующей. Они захватывают своим напором и динамикой. Объективно данное и субъективно увиденное у Зотова, как всегда, неразрывно спаяны, натурная достоверность подчинена обобщённости видения, засушенностью живописной поверхности, излишней «выделанностью» деталей он не грешил никогда.
В лице Вячеслава Зотова наш город потерял талантливого и перспективного живо-писца, способного решать сложные творческие задачи, взыскательно-требовательного к себе и другим, верного товарища, человека очень искреннего и прямодушного.
Автор: Ефим Водонос