15 ноября 2016 года в Фойе Эрмитажного театра открывается выставка-представление «Трактат «Тридцать шесть стратагем». Канон военного искусства Древнего Китая».
Государственный Эрмитаж и издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга» продолжают знакомить гостей музея с современной библиофильской книгой. Это один из наиболее трудных издательских жанров, сочетающий в себе различные виды искусств: печатание, переплет, рисунок. Каждый отдельный экземпляр уникален, при его создании используются ручной набор, ручное изготовление книжного блока и переплета, авторская графика.
Все тридцать шесть стратагем — это свод афористично изложенных хитроумных планов ведения войны и достижения целей. Название каждой стратагемы, по сути, служит краткой отсылкой к определенной тактике поведения. Это особый тип идиоматических выражений китайского языка: за каждой фразой скрываются события почти трехтысячелетней давности и множество исторических примеров применения.
Точно определить дату собрания свода стратагем невозможно. Некоторые из стратагем упоминаются уже во IV в. до н.э. Большинство современных ученых склоняются к тому, что трактат вышел из устной традиции, и имеет множество вариантов и авторов. Все современные издания основываются на рукописи, обнаруженной в 1941 году в провинции Шэньси.
Иллюстрации к «Тридцати шести стратагемам» создали известные петербургские мастера книжной графики, которые каждый по-своему интерпретировали древний китайский текст, виртуозно используя различные техники гравюры и литографии.
Экспрессивные офорты Олега Яхнина, населенные множеством персонажей, наполненные взрывной энергией чередуются с цветными офортами Игоря Баранова, с их тщательной композиционной продуманностью, внешней статикой, сквозь которую ощущается напряжение.
Созданный Сергеем Кондрашкиным удивительный фантастический мир цветных офортов с акватинтой, где реальные и сверхъестественные персонажи соединены выразительной пластикой, соседствует с исторически и художественно достоверными образами героев древности с цветных литографий Александра Федорова.
Иллюстрации Юрия Боровицкого, выполненные в редкой и сложной технике меццо-тинто, с сумрачным колоритом, которому артистичность исполнения придает почти ощутимую бархатистость и глубину, контрастирует с офортами Валерия Мишина, с его одухотворенными персонажами, прорисованными золотом по черному фону.
Сопровождающий иллюстрации текст (название и описание значения каждой стратагемы) выполнили художники-каллиграфы Денис и Наталия Лотаревы и признанный мастер каллиграфии Ло Лэй, преподаватель русско-китайского центра «Чиэн Нэн Ли» —в Санкт-Петербурге.
Завершающим, но не последним по значимости, аккордом, объединяющим работы художников, превращающим серию иллюстраций в прекрасный памятник издательского искусства, является переплет книги «Тридцать шесть стратагем» (мастера Павел Екушев, Андрей Дегтев, Андрей Куликов). На верхней крышке переплета помещены бронзовые рельефы тридцати шести воинов и позолоченное изображение дракона, символа императорской власти.
Тираж книги составляет 30 экземпляров, один из которых издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга» передало в дар Государственному Эрмитажу.
Куратор выставки – Ирина Борисовна Гогулина, Заведующая сектором фондов Научной библиотеки Государственного Эрмитажа.