1 ноября в библиотеке № 164 «Просвещение трудящихся» г. Москвы открывается историко-документальная выставка Главархива Москвы «Московский трамвай: история в документах».
Организаторы выставки - Главное архивное управление города Москвы, Департамент культуры города Москвы и «Централизованная библиотечная система Южного административного округа».
«Московский трамвай – это целая эпоха в истории нашей столицы, в этом году ему исполнилось 117 лет. История московского трамвая началась в 1899 году с электрификации небольшой, длиной в 3,5 километра, линии конно-железной дороги от Бутырской заставы к Петровскому парку. С тех пор столичный трамвай - визитная карточка Москвы, объект заслуженной любви жителей Москвы, одна из ее достопримечательностей», - рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.
«Выставка, подготовленная Главархивом Москвы, поможет перелистать отдельные страницы истории «старейшины» московского общественного транспорта. Несомненный интерес у посетителей вызовет документ, открывающий экспозицию – «Московские электрические дороги. Предполагаемые условия конкурса на составление проекта постройки и эксплуатации электрических трамваев в Москве», датируемый 1898 годом. Об отдельных этапах истории трамвая расскажут документальные источники разных лет», - сообщил глава архивной отрасли столицы.
Предшественником трамвая в Москве являлась разветвленная рельсовая сеть конно-железной дороги, неспешный транспорт, кратко называемый в народе «конкой». В первопрестольной конку содержали две компании: «Первое Общество конно-железных дорог» (основано в 1875 г., владелец граф Уваров и Ко) и «Второе (Бельгийское) Общество конно-железных дорог» (создано в 1885 г. с привлечением иностранного капитала). Оба эти Общества – конкуренты в конце XIX века обратились в Московскую городскую думу с предложениями о переводе транспортной сети города на электрическую тягу, т.к. конка к тому времени свой технический ресурс исчерпала. Однако, и городские власти уже в 1895 г. признали, что электрические трамваи нужны, но при этом они «должны составлять особое городское предприятие, а устройство их и экономическая деятельность должны производиться за счет и мерами городского общественного самоуправления». Это решение потребовало выкупа имущества частных конных железных дорог, а процедура эта была долгой и непростой. Соглашение с «Первым Обществом» было достигнуто только в 1901 году, а с «Бельгийским Обществом» все финансовые вопросы окончательно были решены лишь к 1908 году.
На выставке представлены общий план сети уличных железных дорог в Москве (1908 г.) и материалы о первых линиях трамвая в городе, в том числе о воспетой К.Г. Паустовским «серебряной линии» – линии «А», «Аннушке» – как с той поры и до сегодняшнего дня ее любовно называют москвичи. В 2016 г. «Аннушка» справляет свой 105 день рождения, но до сих пор, несмотря на свой преклонный возраст, трудится на благо жителей столицы.
На выставке можно ознакомиться с существовавшим в Москве в начале XX в. порядком пользования городскими видами пассажирского транспорта и тарифами на проезд; узнать об условиях проезда в трамвае для «лиц женского пола» – обладательниц модных шляпок с остроконечными шпильками, а также убедиться в том, что правила посадки в вагон трамвая того времени несколько отличаются от аналогичных правил дня сегодняшнего.
Рассказ о московском трамвае был бы неполным, если бы в представленных материалах отсутствовали документы о людях, на которых ложилась забота о безопасности и удобстве пассажиров – работниках Московских городских железных дорог: вагоновожатых, контролерах, мастерах-ремонтниках, студентах-практикантах, проходящих летнюю практику в подразделениях городского трамвая. Среди документов – благодарность за образцовую службу одному из кондукторов московского трамвая (1912 г.).
История московского трамвая неразрывно связана с историей нашего города. В мирное время и в годы суровых испытаний трамвай всегда оставался преданным помощником москвичей. Архивные источники – «Приказ по Городским железным дорогам о перевозке грузов и раненых» (1916 г.), «Постановление Совета рабоче-крестьянской обороны о милитаризации московского трамвая» (1920 г.), «Отчет о работе Московского трамвая за 1941 г.» – сопровождают рассказ о перестройке работы трамвая с учетом требований военного времени в годы Первой мировой войны, революционный период и в годы Великой Отечественной войны.
Материалы из личных фондов мастеров отечественной фотодокументалистики: Б.В. Игнатовича, Б.Е. Вдовенко, Я.Н. Халипа, А.В. Мотылева рассказывают о самом динамичном, и, быть может, самом романтичном периоде в жизни столичного трамвая, его «золотом веке» – 1930-х гг.
Посещение выставки бесплатное в часы работы библиотеки.
Время проведения: 1 ноября – 1 декабря 2016 года.
Место проведения: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 36, Библиотека №164 «Просвещение трудящихся».