НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Руслан Лавриненко. Эпоха в саратовском изобразительном искусстве

c 9 по 22 сентября 2016Саратовская область
Афиша выставки
О Руслане Львовиче Лавриненко всегда очень приятно говорить и как о художнике, и как о человеке. С его уходом завершилась целая эпоха в саратовском изобразительном искусстве. Для очень многих он являлся примером настоящего профессионализма, высокой культуры и интеллигентности.

Прекрасный мастер, продолжающий в своём творчестве линию развития реалистического искусства, он занимает особое место в истории саратовской пейзажной живописи. Его творчество не вписывается в традиции саратовской живописной школы, берущей своё начало в искусстве В. Борисова-Мусатова, оно так же далеко и от этюдной, импрессионистической манеры письма, столь свойственной большинству наших художников. Скорее, стиль автора формировался под воздействием творчества московских мастеров, входивших в объединения «Союз русских художников» и «Московские живописцы».

Избрав пейзаж как наиболее органичный для своего мировосприятия жанр, Руслан Львович оставался верен ему на протяжении всей творческой жизни. Это не значит, что художник никогда не писал портреты или натюрморты, но лучшее из того, что было им создано, относится к этому жанру. В чём же заключается та самая особенность его творческого метода, которая позволяет сразу и безошибочно узнавать произведения Р. Лавриненко на всех групповых художественных выставках? И дело здесь, видимо, не только в способе построения картины, но и в особой оптике восприятия мотива.

Пейзажи Руслана Лавриненко отмечены «знаком покоя». Это демонстрируется и в «постоянстве природы»: её величии и монументальности. При этом художник создаёт достоверные, реальные образы, лишенные патетики и помпезности. Обладая масштабностью мышления, в своём искусстве он выступает как исследователь, очень чутко и внимательно изучающий натуру: он совершает движение от личностного к общему, конкретный пейзаж интересует автора в связи с общей идеей, в малом видится существенное, и само малое выступает как проявление всеобщего. Обобщение увиденного начинается на фазе отбора, в период поиска мотивов, которые выявляют характер природы. Но главное в творчестве живописца не «фактография», не натурный реализм, а создание монументальных образов, их типизация. Не от того ли художник почти никогда не подчеркивает документальность изображаемых мотивов, хотя их выбор всегда привязан к конкретной местности.

Руслан Лавриненко не идеализирует природу, а воспринимает её как самоценность, изначальную эстетическую категорию. Он словно показывает, что наблюдая красоту и мощь природы, человек может «приподняться, возвыситься», как наблюдая её в естественной среде, так и посредством воспроизведения в искусстве. В этом, наверное, и заключается основной творческий принцип художника.

В своих лучших пейзажах Руслан Лавриненко достигает поэтической обобщенности образа природы, глубоко лирической интерпретации полюбившегося мотива. С помощью мягкой колористической гаммы, композиционной уравновешенности передаётся настроение светлой задумчивости.

В поздний период творчества манера художника несколько меняется, работы становятся более камерными. Особенно хороши созданные в 2000-е годы зимние этюды, в которых звучит поэзия тихой, спокойной жизни. Художник по-особому внимательно стал относиться к воздушной среде, к самоценности пластики. В этих работах кисть словно едва касается полотна, намечая тонкую, изящную пропись ажурных ветвей на фоне неба. Мазок становится более подвижным, динамичным, появляется некоторая эскизность письма, чутко улавливающая авторское настроение. Но даже и эти, небольшие по формату пленэрные этюды выглядят законченными, доведёнными до состояния картины, композиции которых выверены и убедительны. Самое характерное в подходе художника к изображаемому – будь то монументальные образы природы или камерные пейзажи – это объективность, честность, какая-то уважительность. И это бескомпромиссное отношение к своему делу основывается на большой внутренней культуре и интеллигентности мастера.

Мы все помним Руслана Львовича как всесторонне образованного человека, прекрасно разбирающегося в истории, литературе и музыке. Как вспоминал известный пианист Анатолий Скрипай: «Я не знаю такого музыканта, который так разбирался бы в изобразительном искусстве, как художник Руслан Лавриненко знал, любил и понимал музыку». Он оказывал покровительство молодым художникам, с большим пониманием и терпимостью относился к творческим поискам своих коллег. Руслан Львович был красивым человеком – и внешне и внутренне. Жена художника, Альбина Николаевна, рассказывала, как однажды на этюдах в глухой деревне, на третьем или четвёртом сеансе, очень робко к нему подошла деревенская женщина, посмотрела на холст и сказала: «Сколько лет здесь живу, а красоту эту не видела, – и после паузы добавила – Счастливая у тебя мать». Похвалу эту Руслан Львович считал самой высокой и не забывал никогда.

Руслан Львович Лавриненко родился в 1928 году. Учился в Саратовском художественном училище у И.В. Севастьянова, Н.А. Архангельского, И.Н. Щеглова, Б.В. Миловидова, В.Ф. Гурова. С 1951 по 1953 годы работал в художественно-производственных мастерских Саратовского товарищества «Художник». С 1953 по 1957 – в Мордовском книжном издательстве (Саранск). С 1958 года постоянно жил и работал в Саратове. С 1960 по 1978 годы преподавал в Саратовском художественном училище и вёл студию самодеятельных художников в областном Доме народного творчества. Активный участник групповых, областных, региональных, республиканских и международных выставок. Член Союза художников СССР с 1970 года. Награждён медалью «За доблестный труд» (1970). Заслуженный художник Российской федерации с 2001 года

Произведения Р.Л Лавриненко представлены в Радищевском музее, в Мордовской картинной галерее в Саранске, в Энгельсском краеведческом музее, в Вольском краеведческом музее, в Картинной галерее имени К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске, в галереях и частных собраниях России, Японии, Китая, Израиля, США, Германии, Югославии, Швеции, Украины.

www.museum.ru/N63393
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.04.2024  x    ?  


К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Всероссийская художественная выставка "Грани победы"

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru