Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют выставку Наталии Монаховой «Какое бывает время». Проект включает в себя видео, снятое как на профессиональную камеру, так и на мобильный телефон.
Художница с помощью монтажа, поиска и резки кадров играет с восприятием времени, изучает его свойства, размышляет над тем, как мы ощущаем минуты, часы, дни, месяцы, годы.
Можно ли сконструировать время, эту условную нелинейную категорию, с помощью художественных средств? Как оно будет восприниматься? Вот здесь оно комфортное и не вызывающее раздражения, а вот — ускоренное и порезанное на куски. А тут, смотрите, его почти нет. Но можно ли избавиться от него окончательно?
Чтобы выносить ребенка, как и сто лет назад, требуется 9 месяцев. Даже в современном мегаполисе детей не принято рожать быстрее, хотя темп жизни здесь постоянно ускоряется. Поэтому, когда ребенок рождается, он никуда не спешит. И пока растет, пытается сохранить нормальный темп: много раз смотрит один и тот же мультфильм, слушает одну и ту же сказку. Он усваивает информацию, словно хорошую еду, медленно смакуя. И противится спешке.
Что происходит потом?
По мере взросления маленький человек вживается в социум. От него требуется быть проворнее, резвее выполнять команды, меньше времени тратить на переваривание информации и больше успевать. Шаг за шагом — школа, высшее образование, работа, карьера. Запомнит ли этот бывший ребенок, с каким удовольствием он пересматривал любимые мультфильмы? Как долго тянулись дни его детства, пока он не включился в погоню за счастьем?
Времени свойственно быть разным. Или не времени, а субъективному восприятию этой нелинейной категории?
Разновидность рефлексии художника — ностальгия по ушедшему. Хочется остановить «вот-именно-это-мгновение» и внимательно рассмотреть. Зачем? Поймать ускользающий момент и прочувствовать или осознать быстротечность, пронизывающую нашу жизнь? А почему бы художнику не быть как все? Если все кругом спешат, то и ему следует ускориться. Если можно есть на ходу, почему нельзя делать видео на ходу? Тем более технические средства это позволяют. А может, не позволяют, а диктуют? Есть ли какой-то выбор? Или остается лишь мчаться со скоростью потока, чтобы не создавать аварийных ситуаций? Fast life — fast food — fast video.
Однако окружающая действительность, которую так жаждет исследовать художник, не похожа на научную лабораторию. Желаемое, как водится, ускользает от его взгляда, теряясь в неразличимом шуме. Лишь повседневное, неприглядное, совершенно неинтересное изредка мелькает перед глазами. И больше ничего.
Монтаж, резка, поиск кадров и тщетные попытки ухватить за хвост «то-самое-ради-чего». В итоге время, которое должно смаковаться, редуцируется до предела — до нелепых картинок, затерянных в быстром информационном потоке.
Наталия Монахова (род. 7 октября 1979) выпускница Школы современного искусства «Свободные мастерские». Персональная выставка: Видео с цветокоррекцией. Кураторская мастерская «Треугольник», 2015. Групповые выставки: Прокрастинация. ММСИ, 2016; Художественные сообщества, Москвы. Музей Москвы, 2015; Мастерская’2015. Sub observationem. ММСИ, 2015; Сделай лучше. Галерея А3, 2015; SWATCH & MMOMA POP-UP GALLERY, 2015; Поэтические ощущения. ММСИ, 2015; Слабый пол. Галерея А3, 2014; Бессрочная диспансеризация, интервенция в заброшенный детский диспансер, 2014; Резервация. Student Art Prom в рамках IV Московской международной биеннале молодого искусства, 2014; Fake. Random Gallery, 2014; Фестиваль видеоарта Сейчас&Потом’14. Миграция памяти. 2014; Мастерская’2014. Пределы осязания. ММСИ, 2014.
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 1 СЕНТЯБРЯ — 2 ОКТЯБРЯ, 2016
АДРЕС: MMOMA, ГОГОЛЕВСКИЙ 10