К 85-летию Мстёрской фабрики лаковой миниатюры
29 июля во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка "Мстёра - жемчужина России", посвященная 85-летию Мстёрской фабрики лаковой миниатюры. На выставке будет представлено более 200 работ из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, ассортиментного кабинета ПК "Центр традиционной Мстёрской миниатюры" и личных коллекций. Представленные в экспозиции работы отражают основные этапы развития Мстёрского художественного промысла.
Поселок Мстёра на Владимирской земле в прошлом был уникальным иконописным центром, но поистине мировую известность он приобрел в XX веке, когда на рубеже 1920-х - 1930-х годов здесь возникло искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Опираясь на собственные иконописные традиции, миниатюристы Мстёры выработали уникальный художественный стиль, в котором большую роль играет тщательно прописанный пейзажный фон с тончайшими цветовыми переходами и отказ от черного фона.
Датой рождения Мстёрского лакового промысла принято считать июнь 1931 года, когда бывшие иконописцы объединились в артель "Пролетарское искусство" (с 1960 года - фабрика). Значительную роль в становлении искусства Мстёры сыграл народный лубок, который до революции печатался в местной типографии Голышева. Основоположником орнаментального направления в Мстёрской миниатюре стал Е.В. Юрин ("Орнамент с птицей), опирающийся на лучшие образцы древнерусского искусства.
На выставке будут представлены работы наиболее ярких представителей промысла: Николай Прокопьевич Клыков ("Возле города Славянска"), Александр Иванович Брягин ("Александр Невский собирает рать…"), Александр Федорович Котягин ("Взятие Измаила"), Василий Никифорович Овчинников, Иван Алексеевич Серебряков, Евгений Васильевич Юрин и ряд других мастеров, чье искусство вскоре получило признание на Всемирной выставке Париже 1937 года, где художники были удостоены Гран-при и золотых медалей.
Представители второго поколения миниатюристов - Екатерина Николаевна Зонина ("Сенокос закончился"), Антонида Михайловна Овчинникова ("Провожают гармониста в институт"), Нина Александровна Любомудрова, Василий Иванович Корсаков и другие мастера - создали яркие работы, проникнутые неподражаемым энтузиазмом послевоенной эпохи и одновременно сохраняющие лучшие черты Мстёрского искусства.
1960-е годы - особый период в развитии Мстёрского искусства, начавшийся на волне "оттепели" и проникнутый духом подлинного новаторства. В это время сбыли созданы чрезвычайно талантливые произведения: "Переписка Ивана IV с князем Курбским" и "Слово о полку Игореве" Льва Александровича Фомичева, "Петр Великий на стройке Петербурга" и "1905 год" Николая Ивановича Шишакова, "Андрей "Боголюбский" и "Княжья охота" Юрия Михайловича Ваванова, "Кому на Руси жить хорошо" Лидии Александровны Демидовой.
В 1970-е годы Мстёрский лаковый промысел пополнила целая плеяда творчески одаренных художников: Владислав Федорович Некосов ("Владимирцы провожают Александра Невского в Орду"), Владимир Капельевич Мошкович ("Дюк Степанович"), Владимир Николаевич Молодкин ("Илья Муромец и Калин-царь"). В эти годы художественные образы работ Мстёрской лаковой миниатюры становятся более определенными, в них хорошо прослеживается связь со всем художественным опытом старинного русского промысла.
Эстетика народной жизни - главное, что стало отличительной особенностью русских лаков. История страны, литературные произведения русских и зарубежных писателей, поэзия, русские сказки, как сконцентрированная мудрость народа, сложный мир человеческих устремлений - все это нашло свое отражение в русской лаковой живописи.