ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ
Главный штаб
17.06.2016 - 14.08.2016
На выставке представлена серия работ Василия Кандинского и Казимира Малевича - двух главных русских авангардистов начала XX века, ставших основоположниками абстракционизма.
Совместный выставочный проект Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской Галереи посвящен 150-летию со дня рождения В.В.Кандинского. Его полотна "Композиция VI" и "Композиция VII", хранящиеся в этих музеях, в России экспонируются вместе впервые за 27 лет.
Наряду с полотнами мастера на выставке экспонируется знаменитый «Черный квадрат» Малевича, отметивший переход к беспредметности в живописи.
С появлением фовизма и кубизма живописная форма стремительно теряла непосредственную связь с материальным миром, лежавшую в основе классической европейской изобразительности. Движение к окончательному разрыву с предметностью, начавшись в Париже, вскоре захватило многие национальные школы, но наиболее ярко эта тенденция проявилась в России. Русские авангардисты, знакомясь в коллекциях Щукина и Морозова с последними достижениями французского искусства, быстро перенимали новые идеи, стремясь пойти дальше. Для них характерна обостренная радикализация художественных процессов, вплоть до полностью беспредметной живописи.
В биографиях Кандинского и Малевича, наиболее значительных художников этого толка, проступают неслучайные черты сходства. Оба пришли в искусство довольно поздно. Кандинский, утонченный интеллигент, в тридцать лет отказался от карьеры юриста и уехал в Мюнхен изучать живопись. Малевич, выходец из мелкобуржуазной провинциальной среды, в двадцать семь лет ради художественного обучения в Москве бросил службу на железнодорожной станции, единственный источник дохода для его семьи. Оба, стремительно впитывая новейшие достижения современного искусства, за очень короткий срок проходят путь от академизма до самых актуальных течений в живописи. Их интенсивный творческий поиск отмечен обращениями к импрессионизму, символизму, кубизму, фовизму и экспрессионизму. Центральной проблемой для каждого из художников стало создание беспредметной живописи.
Представленные на выставке ранние работы Кандинского - «Зимний пейзаж» (1909) и «Этюд к пейзажу с зеленым домом» (1908) – примеры работ, которые еще стоят на грани фигуративного, предметного искусства и абстракционизма. Однако натурные формы уже нечетки, утопают в пылающих красках, восходящих к фовизму и экспрессионизму. В пейзаже «Дюнаберг в окрестностях Мурнау» (1911) от реального пейзажа, обозначенного в названии картины, остается только «формула», передающая взаиморасположение основных элементов.
Отказываясь от предметности изображения, погружаясь в «звучание цвета и формы», Кандинский последовательно разработал три типа абстрактных картин. Импрессии, рожденные под впечатлением от внешнего мира, и импровизации, отражающие внутренние переживания, создавались в отрыве от фигуративности, но еще сохраняли связь с реальностью. В третьем типе картин – композициях – многолетние творческие поиски Кандинского получили наиболее полное выражение. Суть творчества художника переместилась в выразительность линии и цвета, которые не связаны с предметным миром и направлены в область эмоций и ощущений.
В «Эскизе к композиции V» (1911) нет форм, существующих в природе. Для зрителя, не посвященного во внутренние метаморфозы изначальных образов, пятна и линии плывут в неведомом пространстве, не складываясь в подобие реальной сцены. Искусство становится актом подсознательного, которое в идеале должно обладать детской наивностью непредубежденного взгляда на мир.
«Композиция VI» и «Композиция VII», написанные Кандинским в 1913 году, являются центром экспозиции. Признанные лучшими работами художника, эти два полотна составили выставку «Контрапункт», которая проходила ранее в Государственной Третьяковской Галерее. Отправной точкой «Композиции VI», стала композиция на стекле «Потоп», которую художник пытался переосмыслить. Внутреннее ощущение катастрофы, выраженное в абстрактной форме, является содержанием полотна. В «Композиции VII», художник пошел дальше, никак не обозначая ее тему, ни каких-либо материальных форм вдохновения. Тем не менее, источниками пластических мотивов считается серия композиций на тему Страшного суда.
«Черный квадрат» Малевича знаменовал торжество беспредметности, когда разрушать в изобразительной форме стало нечего, а предмет потерял плоть. Этот холст, показанный на «Последней футуристической выставке картин "0,10"» в Петрограде в декабре 1915 года, воплотил представление его автора о «нуле форм» – начале и конце всего. В этом нуле подразумеваются все формы и явления, в нем они гаснут и зарождаются вновь в бесконечном и вечном пространстве. Как писал художник, «Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой, царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве».
К выставке будет выпущен каталог.
Куратор выставки – М.О. Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.