НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Два Аменемхета. К 160-летию со дня рождения В.С. Голенищева

c 25 мая по 9 сентября 2016Санкт-Петербург
Статуя Аменемхета III. Среднее царство, XII династия. XIX в. до н.э. Гранит. Государственный Эрмитаж
Статуя Аменемхета III. Среднее царство, 12 династия, ок. 1853 - 1806 гг. до н.э. Базальт. Из коллекции В.С.Голенищева. В ГМИИ с 1911 г.
25 мая 2016 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Два Аменемхета. К 160-летию со дня рождения В.С.Голенищева», на которой представлены два скульптурных портрета одного из самых известных правителей Древнего Египта Аменемхета III - из собраний ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа.

Выставка приурочена к юбилею первого русского египтолога Владимира Семеновича Голенищева (1856-1947).

Фрагмент статуи, высеченной из темно-серого базальта, происходящий из коллекции В.С. Голенищева, предоставлен ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сохранившееся в полный рост гранитное изваяние царя на троне из собрания Государственного Эрмитажа.

Выставка приурочена к юбилею первого русского египтолога Владимира Семеновича Голенищева (1856 – 1947). Владимир Семенович – личность поразитель-ная. В своей специальности был самоучкой, однако буквально за несколько лет ему удалось войти в число лучших в мире исследователей Древнего Египта. Будучи сыном рано умершего предпринимателя-миллионера, он поставил свое состояние на службу науке в форме собирательства египетских древностей, которым занимался почти сорок лет. Владимир Семенович обладал исключительным чувством вещи, что, в сочетании с финансовой независимостью, позволяло ему безошибочно выбирать и приобретать интересные и важные памятники. При этом ему сопутствовала удивительная удача – шедевры как будто сами шли ему в руки.

Коллекция Голенищева стала одним из самых крупных и наиболее профессиональным частным собранием древнеегипетских памятников в мире. В 1898–1909 годах она размещалась в его доме на Моховой, специально приспособленном под частный музей, который был закрыт для публики, но доступен для специалистов.

Со студенческих лет, на протяжении более чем трех десятилетий жизнь Голенищева была связана с Эрмитажем - он был первым профессиональным хранителем египетской коллекции (с 1880 г., до него ее хранили неегиптологи) и автором первого каталога египетского собрания Эрмитажа (1891). В 1899 году В. С. Голенищев, чтобы уделять больше времени собирательству, ушел в отставку, но остался «состоящим при Императорском Эрмитаже сверх штата». Здесь им было сделано несколько блестящих открытий, на которых основывалась его мировая слава – прежде всего, обнаружение и публикация трех великих литературных текстов, известных как «Поучение для Мерикара», «Пророчество Неферти» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». Однако еще одно открытие, может быть менее заметное, но не менее важное, относится к совершенно другой сфере.

И в собрании Эрмитажа, и в голенищевской коллекции центральное место занимают статуи царя Среднего царства (середина XXI – начало XVIII века до н. э.). На эрмитажной статуе сохранилась титулатура Аменемхета III (вторая половина XIX века до н. э.) – крупнейшего правителя этой эпохи. На основании сопоставления с эрмитажной статуей Голенищев смог атрибутировать свою фрагментированную статую, надписи на которой были утрачены, как изображение того же царя, а затем определить как статую Аменемхета III и одного из сфинксов из нижнеегипетского города Таниса (ныне в каирском Египетском музее), который был последовательно узурпирован несколькими правителями более поздних эпох, уничтожившими первоначальную надпись и заменившими ее своими титулатурами. Для своего времени это была очень нетривиальная задача, так как надписанных царских портретов Среднего царства было известно немного, и поэтому опубликованная в 1893 году статья Голенищева о трех статуях Аменемхета III сделала его основоположником изучения египетского портрета при помощи стилистического анализа.

В 1908 году Голенищев оказался разоренным финансовыми махинациями своего зятя и был вынужден продать коллекцию. Николай II отказался приобрести ее для Эрмитажа, который был бы для нее наиболее естественным местом, и в результате она попала в создававшийся тогда Музей изящных искусств в Москве, гордостью которого она является и поныне. С 1910 года Голенищев жил во Франции и в Египте; в Каирском университете им была создана кафедра египтологии, которой он руководил в 1923–1929 годах – таким образом, он стал создателем египетской школы египтологии. Владимир Семенович опубликовал том каталога папирусов каирского Египетского музея и до последнего дня жизни продолжал работать над своим главным трудом – большим исследованием синтаксиса египетского языка, которое осталось незавершенным.

Судьба самого Голенищева и его коллекции делают его связующим звеном между Эрмитажем и московским Государственным музеем изобразительных искусств, фигурой, на которую с гордостью и почтением оглядываются и в Петербурге, и в Москве. Поэтому, когда возникла мысль отметить совместной выставкой 160-летие со дня рождения Владимира Семеновича, сомнений не было – на ней должны впервые встать бок о бок две статуи, как и он сам, связывающие два музея, статуи, с которыми он работал и о которых писал, ни разу не видев их одновременно. У нас теперь такая возможность есть.

Экспозиция была представлена в ГМИИИ им. А.С. Пушкина в Москве в период со 2 февраля по 9 мая 2016 года.

Куратор выставки – Андрей Олегович Большаков, доктор исторических наук, за-ведующий Сектором Древнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N62390
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.01.2025  x    ?  


Презентация итогов реставрации картины Луки Джордано «Святой Себастьян» в Пушкинском музее

Выставка "Твоим героям, Ленинград!" в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда

Владимиру Высоцкому посвящается

Выставка "Классический мир Юга России" в музее-заповеднике "Архангельское"

Показ коллекции дагеротипов шведского художника Карла Петера Мазера из собрания Исторического музея

Выставка музея-заповедника С.А. Есенина в казанском Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.

Фотовыставка «Летний. Времена года» в Восточном павильоне Михайловского (Инженерного) замка

Презентация ботика Петра I «Святой Николай» в Музее Мирового океана

Выставка "Кругосветное путешествие" в Музее Мирового океана

Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка живописи Руслана Ермолаева «Будка» в Музее Анны Ахматовой

Трансазиатский художественно-просветительский проект «Ожерелье экватора»

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Военно-историческая миниатюра Алексея Бажанова

Цикл открытых научных семинаров в музее-заповеднике С.А. Есенина

Выставка «Ленинград. Торжество духа» в Республике Таджикистан

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

XI Международный конкурс школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова

Выставка, посвященная блокадному Ленинграду, в Красногорском филиале Музея Победы

Античные светильники Воронежской коллекции

Плакаты военного Ленинграда на выставке в Музее А.В. Суворова

Сергей Чернов. Играя в авангард

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Выставка "Внимание! Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц"

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru