НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Ритуально-обрядовые практики Японии"

c 19 апреля по 23 мая 2016Санкт-Петербург
Государственный музей истории религии. Фасад здания
Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную сложной теме японского ритуала и обряда. Выставка позволит приоткрыть завесу загадочности и мистики скрывающую самое сердце японской религиозной традиции. На выставке представлено более 60 предметов, рассказывающих о ритуалах легендарных горных отшельников, домашних обрядах японской семьи, храмовых торжествах и народных традициях. Уникальные предметы различных культов позволят окунуться в таинственный мир старой и современной Японии.

Японская религиозная традиция разнообразна и синкретична. Многообразие ритуалов и обрядов различных религиозных направлений, которые бытуют на территории Японии, не разделяют это единство, но наполняют его самобытностью, красотой и мистикой.

Основной религиозной моделью древней Японии был шаманизм, характерный для многих архаических культур. Шаманы, прорицатели и вещатели служили связующим звеном между человеком и многочисленными богами, населявшими, по преданиям, японские острова. Однако эти верования нельзя было назвать цельной религией. В VI в. из Китая через Корею в Японию проникает буддизм, и Япония впервые сталкивается с развитой религиозной системой и обширным ритуально-обрядовым комплексом. На первый план в буддийском ритуале выходит искусство, и сам ритуал становится пышным, богатым и ярким.

Под влиянием буддизма местные религиозные культы и верования стремительно приобретали вид оформленной религии, которая получила название синто – путь богов. Мифопоэтическое сознание, присущее всем архаическим культурам и японцам в частности, породило целый комплекс обрядов, ритуалов и верований, берущих свое начало в преданиях, легендах, мифологических сюжетах. В каждой провинции был свой цикл легенд и мифологических сказаний, регулирующих жизнь общины, как в ритуальной, так и в повседневной сфере. В 712 г., уже после знакомства с буддизмом, по повелению правящего дома все мифы были собраны и переработаны в сборник «Кодзики», призванный унифицировать религиозные представления Японии и каким-либо образом отделить от набирающего силу буддизма. Именно в этом труде на первый план выходит Аматэрасу – солнечное божество, и соответственно мифологический свод, формирующий комплекс норм и ритуалов. В VIII в. проводится «опись» всех божеств – ками и строится множество святилищ. При императорском дворе формируется институт синтоистских жрецов (каннуси), усложняется культ, разрабатывается обрядность.

Выставка включает 4 масштабных раздела. Первый раздел «Отшельнические практики» повествует о ритуалах двух больших течениях монахов-отшельников ямабуси и комусо, принадлежащих к разных буддийским школам. Ямабуси (япон. «скрывающийся в горах») – горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями. Обряды и ритуалы, проводимые ямабуси, во многом основаны на практиках «тайного учения», наиболее известные из них кадзи – обряд обмена дарами с буддой, и гома. Гома – ритуал, входящий в аскезы огня. В ходе обряда подвижник сжигает в огне ритуальные дощечки, символизирующие человеческие страсти. Важную роль в этой традиции играет изображение почитаемого. Когда страсти сгорают, подвижник может достичь слияния с выбранным буддой или божеством. Считается, что в результате подвижник получает его силу и чудесные способности. Комусо – монахи пустоты, члены буддийского течения фукэ, одного из ответвлений школы дзэн; бродячие монахи-музыканты. Особенностью этого направления является так называемый суйдзэн – «духовой дзэн», где просветление достигалось посредством игры на сякухати.

Второй раздел «От буддийского храма к домашнему алтарю». Распространение буддизма в Японии стало эффективным инструментом в проведении политики централизации. Буддийский храм стал единственным легитимным местом для проведения обрядов, в том числе и по защите страны. Храмовый комплекс обычно обносился оградой, с южной стороны которой находились главные ворота. В центре размещались культовые постройки, огороженные обычно по прямоугольному периметру галереей. Внутри огороженной центральной части друг за другом, с юга на север, располагались пагода, за ней «золотой павильон» (яп. кондо), главный церемониальный зал всего комплекса. Здесь находился буддийский алтарь, символизирующий центр мира – гору Сумеру. Между оградой и галереей размещались колокольня, хранилище сутр, трапезная, по сторонам от которой жилые помещения монахов.

Обряд О-бон – праздник поминовения усопших – пришел в Японию вместе с буддизмом как буддийский обряд улламбхана (с санскр. – переправа). Смешавшись с японскими верованиями в ками и почитанием предков, О-бон стал важнейшим ритуальным действом Японии вплоть до современности. Праздник длится три дня. Считается, что души умерших родственников возвращаются в это время к живым. Для привлечения душ родных обустраивается специальный алтарь – сёрё-дана, на котором располагаются поминальные таблички ихай, подношения в виде свечей, курений, цветов, а также та еда, которую любил покойный. Часто на алтарь помещают «средства передвижения» для предков: огурец с воткнутыми соломинками, символизирующий быструю лошадь, на которой прибывает умерший, и баклажан, символизирующий медлительного быка, на котором тот отбывает обратно.

Третий раздел «Синтоистские обряды» посвящен огромной роли ритуальных обрядов в общественной жизни Японии. Культ многочисленных ками, шаманизм и сопутствующие всему этому магические действия предопределили развитие обрядовой практики. Общение с божествами предполагало особую обстановку, которая создавалась во время празднеств, а стержнем последних был ритуальный обряд – мацури. Идейной основой обрядов, связанных с «общением» с божествами (т. е. практически всех мацури) является стремление простого смертного приобщиться к божественной силе. Например, ритуальное вкушение риса считалось соединением с божеством риса и приобретением могущества за счет такого единения. Фестиваль Сэцубун – один из древнейших в Японии. Празднуется он в феврале и знаменует приход весны, отсюда его название – «разделение сезонов». Сэцубун одинаково важен и для буддийской и для синтоистской традиции Японии. Традиционно фестиваль связан с ритуалом изгнания демонов под названием мамэмаки.

Завершает выставку раздел «Народные почитаемые», в котором помимо прочего представлены акварельные изображения наиболее почитаемых персонажей буддийского пантеона, например Каннон ((санскр. Авалокитешвара) – олицетворение милосердия или Богиня Бэндзайтен (санскр. Сарасвати) – индийское божество семейного счастья, покровительница искусств и красноречия.

Выставка продлится до 23 мая 2016 года

www.museum.ru/N61936
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:www.gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.02.2020  x    ?  


Онисим Клер. К 175-летию со дня рождения

Фотовыставка «Дайсаку Икеда. Диалог с природой» в станице Каргинской

Работы П.К. Клодта. К завершению реставрации

Традиционная выставка авторской куклы "Кукольный дворик-2020"

Выставка «Между небом и землей»

Новые приобретения пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село»

Выставка Зураба Церетели «Форма и цвет. Объёмная эмаль. Малая пластика» в «Шолохов-Центре»

В пространстве света

Франк Гаудлиц, Амели Лозье. Лицом к лицу

Выставка одной картины Г.В. Горевого в музее художественной культуры Новгородской земли

В дни школьных каникул аквариальная Зоологического института РАН вновь откроет свои двери для посетителей

Выставка «Искусство шоколада»

Владимир Мигачев. Пустота

Выставка Татьяны Нешумовой «На крыльях не своих…»

Древности музея «Тапан» в Эрмитаже

Выставка Игоря Панова "Линия творчества" в Самарском областном художественном музее

Выставка "Мундиры и судьбы" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова

Новая видеоэкскурсия "Многообразие жизни на Земле" в Дарвиновском музее

Выставка "Дом - что это?" в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры

Масленица в Муранове-2020

Выставка "Волшебная кисть Елизаветы Бём"

Масленица в усадьбе Волконских

«Честная Масленица – широкая боярыня» во Флёнове

Персональная выставка Светланы Шубниковой «Пробуждение»

"Кусковская масленица"

Выставка "Урал: образы и мифы" в Пермской художественной галерее

Иркутск. Традиции. Меценаты. Даши Намдаков

Выставка Ирины Зайчиковой «Мой балет» в Музее Достоевского

Тотемы, мифы, образы

Выставка «Природа… В ней есть душа…» в Музее Достоевского


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru