НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Ритуально-обрядовые практики Японии"

c 19 апреля по 23 мая 2016Санкт-Петербург
Государственный музей истории религии. Фасад здания
Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную сложной теме японского ритуала и обряда. Выставка позволит приоткрыть завесу загадочности и мистики скрывающую самое сердце японской религиозной традиции. На выставке представлено более 60 предметов, рассказывающих о ритуалах легендарных горных отшельников, домашних обрядах японской семьи, храмовых торжествах и народных традициях. Уникальные предметы различных культов позволят окунуться в таинственный мир старой и современной Японии.

Японская религиозная традиция разнообразна и синкретична. Многообразие ритуалов и обрядов различных религиозных направлений, которые бытуют на территории Японии, не разделяют это единство, но наполняют его самобытностью, красотой и мистикой.

Основной религиозной моделью древней Японии был шаманизм, характерный для многих архаических культур. Шаманы, прорицатели и вещатели служили связующим звеном между человеком и многочисленными богами, населявшими, по преданиям, японские острова. Однако эти верования нельзя было назвать цельной религией. В VI в. из Китая через Корею в Японию проникает буддизм, и Япония впервые сталкивается с развитой религиозной системой и обширным ритуально-обрядовым комплексом. На первый план в буддийском ритуале выходит искусство, и сам ритуал становится пышным, богатым и ярким.

Под влиянием буддизма местные религиозные культы и верования стремительно приобретали вид оформленной религии, которая получила название синто – путь богов. Мифопоэтическое сознание, присущее всем архаическим культурам и японцам в частности, породило целый комплекс обрядов, ритуалов и верований, берущих свое начало в преданиях, легендах, мифологических сюжетах. В каждой провинции был свой цикл легенд и мифологических сказаний, регулирующих жизнь общины, как в ритуальной, так и в повседневной сфере. В 712 г., уже после знакомства с буддизмом, по повелению правящего дома все мифы были собраны и переработаны в сборник «Кодзики», призванный унифицировать религиозные представления Японии и каким-либо образом отделить от набирающего силу буддизма. Именно в этом труде на первый план выходит Аматэрасу – солнечное божество, и соответственно мифологический свод, формирующий комплекс норм и ритуалов. В VIII в. проводится «опись» всех божеств – ками и строится множество святилищ. При императорском дворе формируется институт синтоистских жрецов (каннуси), усложняется культ, разрабатывается обрядность.

Выставка включает 4 масштабных раздела. Первый раздел «Отшельнические практики» повествует о ритуалах двух больших течениях монахов-отшельников ямабуси и комусо, принадлежащих к разных буддийским школам. Ямабуси (япон. «скрывающийся в горах») – горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями. Обряды и ритуалы, проводимые ямабуси, во многом основаны на практиках «тайного учения», наиболее известные из них кадзи – обряд обмена дарами с буддой, и гома. Гома – ритуал, входящий в аскезы огня. В ходе обряда подвижник сжигает в огне ритуальные дощечки, символизирующие человеческие страсти. Важную роль в этой традиции играет изображение почитаемого. Когда страсти сгорают, подвижник может достичь слияния с выбранным буддой или божеством. Считается, что в результате подвижник получает его силу и чудесные способности. Комусо – монахи пустоты, члены буддийского течения фукэ, одного из ответвлений школы дзэн; бродячие монахи-музыканты. Особенностью этого направления является так называемый суйдзэн – «духовой дзэн», где просветление достигалось посредством игры на сякухати.

Второй раздел «От буддийского храма к домашнему алтарю». Распространение буддизма в Японии стало эффективным инструментом в проведении политики централизации. Буддийский храм стал единственным легитимным местом для проведения обрядов, в том числе и по защите страны. Храмовый комплекс обычно обносился оградой, с южной стороны которой находились главные ворота. В центре размещались культовые постройки, огороженные обычно по прямоугольному периметру галереей. Внутри огороженной центральной части друг за другом, с юга на север, располагались пагода, за ней «золотой павильон» (яп. кондо), главный церемониальный зал всего комплекса. Здесь находился буддийский алтарь, символизирующий центр мира – гору Сумеру. Между оградой и галереей размещались колокольня, хранилище сутр, трапезная, по сторонам от которой жилые помещения монахов.

Обряд О-бон – праздник поминовения усопших – пришел в Японию вместе с буддизмом как буддийский обряд улламбхана (с санскр. – переправа). Смешавшись с японскими верованиями в ками и почитанием предков, О-бон стал важнейшим ритуальным действом Японии вплоть до современности. Праздник длится три дня. Считается, что души умерших родственников возвращаются в это время к живым. Для привлечения душ родных обустраивается специальный алтарь – сёрё-дана, на котором располагаются поминальные таблички ихай, подношения в виде свечей, курений, цветов, а также та еда, которую любил покойный. Часто на алтарь помещают «средства передвижения» для предков: огурец с воткнутыми соломинками, символизирующий быструю лошадь, на которой прибывает умерший, и баклажан, символизирующий медлительного быка, на котором тот отбывает обратно.

Третий раздел «Синтоистские обряды» посвящен огромной роли ритуальных обрядов в общественной жизни Японии. Культ многочисленных ками, шаманизм и сопутствующие всему этому магические действия предопределили развитие обрядовой практики. Общение с божествами предполагало особую обстановку, которая создавалась во время празднеств, а стержнем последних был ритуальный обряд – мацури. Идейной основой обрядов, связанных с «общением» с божествами (т. е. практически всех мацури) является стремление простого смертного приобщиться к божественной силе. Например, ритуальное вкушение риса считалось соединением с божеством риса и приобретением могущества за счет такого единения. Фестиваль Сэцубун – один из древнейших в Японии. Празднуется он в феврале и знаменует приход весны, отсюда его название – «разделение сезонов». Сэцубун одинаково важен и для буддийской и для синтоистской традиции Японии. Традиционно фестиваль связан с ритуалом изгнания демонов под названием мамэмаки.

Завершает выставку раздел «Народные почитаемые», в котором помимо прочего представлены акварельные изображения наиболее почитаемых персонажей буддийского пантеона, например Каннон ((санскр. Авалокитешвара) – олицетворение милосердия или Богиня Бэндзайтен (санскр. Сарасвати) – индийское божество семейного счастья, покровительница искусств и красноречия.

Выставка продлится до 23 мая 2016 года

www.museum.ru/N61936
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:www.gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.09.2019  x    ?  


Зорикто Доржиев. Степная история

Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

80-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век в Тамбове

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

41-е Международные научные чтения "Н.Г.Чернышевский и его эпоха" в Саратове

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru