Министерство культуры Российской Федерации
ФГБУК «Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
ГБУК «Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова»
представляют выставочный проект «Романтический монтаж». Произведения 1920-30-х годов в собрании Музея-заповедника «Абрамцево»
Открытие 7 апреля в 17.00
Впервые в залах Волгоградского музея изобразительных искусств будут экспонироваться произведения живописи, графики, скульптуры из фондов одного из крупнейших российских музеев - Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево». Проект «Романтический монтаж» включает более 60 работ, созданных 19 мастерами, фактически определившими облик отечественного искусства первой половины ХХ в. Среди них Игорь Грабарь и Петр Кончаловский, Павел Кузнецов и Александр Лабас, Татьяна Маврина и Вера Мухина, Надежда Удальцова и Роберт Фальк, Аристарх Лентулов и Илья Машков. Линии их судеб, многократно пересекаясь, оказались связаны особым духовным пространством Абрамцево. Именно там, в Подмосковье, на берегу реки Вори, в нескольких километрах от усадьбы С.Т.Аксакова в 1933 г. было начато строительство Ново-Абрамцевского поселка художников. Среди организаторов поселка был и Илья Машков. Последнее десятилетие его жизни оказалось тесным образом связанным с Абрамцевым. С начала строительства поселка художников Машков принимал в нем горячее участие, входил в его правление. Начиная с 1938 года, он жил и работал там большую часть времени. Абрамцево дало ему столь необходимую возможность сосредоточенного уединенного занятия живописью. Соседями Машкова были его бывшие ученики: В.И.Мухина и Б.Д.Королев. В 1936 году Машков принимал участие в выставке картин и скульптуры Ново-Абрамцевского творческого коллектива художников. Абрамцевский период для Машкова стал временем открытий, временем глубочайшего постижения возможностей живописи.
В Ново-Абрамцево сложилась уникальная творческая общность близких по духу художников, немаловажно, что многие из них были связаны отношениями «учитель-ученик». Их работы стали основой богатейшего собрания произведений ХХ в. Музея-заповедника, возможность познакомиться с которым стало великолепным подарком для всех волгоградцев.
Это уже не первый проект, связывающий два музея. В 2014 г. поздние произведения И.И.Машкова предприняли путешествие в Абрамцево, для того, чтобы принять участие в совместной выставке «Илья Машков. В своих краях» в рамках программы, посвященной 80-летию Ново-Абрамцевского творческого коллектива. Данный проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и является ярким, значимым событием в культурной жизни нашего региона.
Экспозиция будет работать в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова по адресу: Волгоград, проспект Ленина,21. тел.(8442)38-24-44, (8442) 38-01-91; (8442) 38-59-15.
***
«Романтический монтаж». Художественные произведения 1920-х — 1930-х годов из собраний Музея-заповедника «Абрамцево» и Волгоградского музея изобразительных имени И.И. Машкова.
Двадцатые — тридцатые годы XX века принесли с собой в отечественной искусство реальность прямых наблюдений жизни и их пластических воплощений. Художники разных обществ: АХРР (Ассоциация художников революционной России), ОСТ (Общество станковистов), «Четыре искусства», «Московские живописцы», — за краткий исторический период сумели разработать и успешно применить на практике подлинно новаторскую систему изображения жизни своего времени. Соотношение и взаимодействие реальных и романтических начал — одна из ведущих, сквозных проблем этого искусства. Ее решения имеют огромное множество конкретных вариаций и оттенков.
Единство разнородного, или монтаж как система объединения в образное целое самостоятельно значимых элементов и деталей. При этом каждая «часть» подчинена общей и главной теме. Так, художников, следующих передвижническим традициям русской живописи и влияниям нового западноевропейского искусства, объединяет в 1920-е годы ощущение картины как сложной стратегии пространства.
Парадоксально, но в камерных, большей частью, работах живет большое пространство. В пространстве этом — соединение широты образных обобщений и утонченности живописного языка, которым передаются не столько подробности бытия, сколько внутренняя вибрация жизни.
На выставке не будутпредставлены картины «большого стиля», или просветленно-утопические мифологемы времени. Потому что не в этом идея выставки. «Живописность — есть стиль, то есть выражение мироощущения». Гигантское, героическое содержание обязывало художников писать вещи эпические. Но живописность, создающая свое толкование мира в образе, невозможна без камерности и поэзии. Без них невозможен и героизм. И все без исключения «редкостные эпохи расцвета самых высоких идеалов» лелеяли странную человеческую способность «быть самим собой». Это и есть главный лейтмотив выставки «Романтический монтаж».
Почему коллекция Музея-заповедника «Абрамцево» экспонируется в Волгоградском музее изобразительных искусств? Потому что творческая судьба Ильи Ивановича Машкова на последнем жизненном этапе тесно связана с Абрамцевом. В начале 1930-х годов на берегу реки Вори в нескольких километрах от усадьбы «Абрамцево» сложилось творческое объединение Ново-Абрамцево, связанное с именами знаковых художников отечественного изобразительного искусства: В.И. Мухиной, П.А. Радимова, И.И. Машкова, И.Э. Грабаря, С.Д. Тавасиева, Б.В. Иогансона, Б.Д. Королева. Их живописные полотна, графические зарисовки, скульптурные портреты явились пластическим отражением героической романтики первых советских десятилетий. За «фасадной» стороной их творчества была и другая — камерная, раскрывающая глубоко интимный поэтический мир.
Выставка знакомит с произведениями И. Грабаря, Петра и Михаила Кончаловских, П. Кузнецова, Н. Кузьмина, А. Лабаса, А. Лентулова, Т. Мавриной, И. Машкова, В. Мухиной, А. Осмеркина, В. Рождественского, М. Соколова, Н. Удальцовой, Роберта и Валерия Фалька, Д. Шмаринова, Д. Штеренберга, А. Щипицына.