16 марта 2016 года в Большом дворе Зимнего дворца открывается выставка «Ли Уфан: Трость титана», организованная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Скульптура во дворе».
Скульптура «Трость титана» (“The Cane of Titan”, 2014) – одна из наиболее известных работ художника Ли Уфана. Скульптура относится к серии «Релатум» (от лат. «relatio» – отношение), объединяющей работы, созданные из контрастных материалов, чаще всего камня и стали.
Детство Ли Уфана, родившегося в 1936 году, пришлось на сложный период в истории Кореи: японскую оккупации, гражданскую войну и разделение страны на два самостоятельных государства. В возрасте 20 лет художник эмигрировал в Японию. Во время обучения на философском факультете Токийского университета, Ли Уфан начал пробовать себя в изобразительном искусстве. По словам художника, его обращение к живописи, скульптуре и перформансу было во многом связано с необходимостью найти еще один язык для самовыражения в неродной для него стране.
Ли Уфан является одним из вдохновителей и активных участников первого крупного японского объединения современного искусства «Моно-ха». Участники движения, созданного в 1960-е, призывали к девестернизации японской культуры и возрождению традиционной культурной парадигмы. Стремясь к «непроизводству», они считали, что современный художник, вместо создания новых объектов, должен соединять уже существующие предметы в рамках своей художественной концепции. Участники «Моно-ха» использовали различные природные объекты, предметы быта и строительные материалы, никак их не видоизменяя. За использование найденных объектов объединение было прозвано критиками «Школой вещей». Наряду с такими крупнейшими художественными объединениями второй половины XX века как «Арте Повера», «Флуксус» и Лэнд-артом, «Моно-ха» стала символом поиска нового художественного языка свободных 60-х.
В 2001 году Ли Уфан был награжден Императорской премией Японии за «большой вклад в развитие современного японского искусства». Минималистские скульптуры и живописные произведения Ли Уфана неоднократно выставлялись в крупнейших музеях мира – в садах Версаля и музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, в лондонской галерее Тейт и на Венецианской биеннале. Работы хранятся в коллекциях Центра Помпиду и МоМа.
В своих работах Ли Уфан, по образованию философ, всегда совмещает разные по происхождению, контрастирующие между собой материалы. Художественная идея Ли Уфана – это создание гармонии между ними. По словам художника, в скульптуре «Трость титана», камень и сталь обозначают различие между природой и индустриальным обществом, которые, как инь и янь, одновременно и враждебны друг другу, и неразрывно связаны между собой.
Несмотря на свои внушительные размеры, скульптура «Трость титана», весящая 9 тонн, производит впечатление камерного объекта. Сам художник предпочитает размещать свои объекты в природном контексте, так в 2011 на острове Наосима был открыт музей Ли Уфана, где большинство скульптурных работ располагаются под открытым небом. Проект музея был разработан одним из крупнейших японских архитекторов, лауреатом Притцкеровской премии (1995), Тадао Андо.
Выставка подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков.