Выставка "Кружево напоказ" об истории, символизме, технологиях и видах кружева с XVIII века и до наших дней откроется 26 марта во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
О названии и концепции выставки:
"Напоказ" - вызывающе дорого и помпезно - таким кружево предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность вид декоративно-прикладного искусства входит в быт царских фамилий, церковного духовенства и высших военных чинов. "Напоказ" - откровенно, на пределе чувственности - в эпоху будуаров и вовлечения искусства в мир интимной моды декаданса на рубеже XIX-XX вв. "Напоказ" - это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам пяти-, шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок, призванных демонстрировать устремления страны в освоении космоса и строительстве "светлого пути". Наконец, "на показ" - в контексте "высокой моды" второй половины ХХ века, с переносом традиционной техники кружевоплетения на подиум и завоеванием массового потребителя.
Об экспозиции:
Проект представит более 300 произведений, созданных в России и Западной Европе в XVIII-XXI вв. - от первых образцов металлического кружева для костюма высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе "готического шика" и экспериментальных проектов современных дизайнеров.
Выставка располагается в семи залах ВМДПНИ, на площади 600 кв.м. Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых - Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник "Царицыно", Московский музей-усадьба "Останкино", "Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени", галерея "Три века" и частные коллекции, а также "Alexandre Vassiliev foundation", предоставивший около тридцати редчайших образцов кружева, аксессуаров и модного костюма Западной Европы и России.
Отдельного внимания достойны костюмы, белье и аксессуары различных исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы, основанной в Санкт-Петербурге в 1883 году С.А. Давыдовой, вечерние и чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matine?) XIX века - женская утренняя одежда из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой - единственный, чудом уцелевший в её квартире, платья Модных домов Франции и СССР 1960-1980-х годов и многое другое. Дополняют экспозицию аксессуары XIX века - разнообразные веера, мушечницы, перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы. За каждым из экспонатов открывается не просто "provenance", но и история целой эпохи.
Более ста предметов из запасников представит ВМДПНИ. Центральное место среди них занимают кружевные панно 1930-1960-х годов с социально-политическими сюжетами. Нигде в мире не существует аналогов "идеологизированного" кружевоплетения, с уникальными сюжетными композициями, призывающими к строительству новой жизни - организации колхозов, развитию промышленности, освоению космоса.
Помимо многочисленных примеров кружева на выставке будут представлены живописные полотна XVIII - XX веков, редкие фотографии, графика и кинохроника, отражающие символизм и использование кружева в разные периоды российской и зарубежной истории.
Особое внимание уделено шедеврам живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи - женские образы в кружевах, запечатленные на полотнах К.П. Брюллова, Н.И. Аргунова, В.Г. Худякова, Н.Н. Ге, Г.С. Седова, Ю.И. Пименова, а также знаменитые "Испанка в белом" Н.С. Гончаровой и "Кружевница" В.А. Тропинина.
Поклонникам глянцевых изданий будет интересно увидеть, как выглядели самые известные журналы мод 150 лет назад. К примеру, цветные "вклейки" - литографии из журналов "Bazar" 1885-1889 годов, демонстрирующие моду для дам, собирающихся посетить выставку, оперу или съездить на курорт.
В завершении экспозиции зрители увидят радикальные объекты Ольги Берг, бунтарский дух которых переворачивает представление о возможностях старинной технологии коклюшечного кружева.
Об экспонировании:
Выставка условно разделена на семь тематических блоков, взаимосвязанных между собой: появление кружева, возникновение ремесла, триумф кружева - мода XIX века, будуар, кружево в СССР в 30-50-х гг., кружево в домах моделей и советском дизайне 60-70-х гг., спецпроекты о современном дизайне, моде и экспериментальные проекты.
В некоторые дни посетители увидят перформансы, на протяжении которых девушки-кружевницы в пространстве выставки будут плести авторские панно.
О дополнительных проектах в рамках выставки:
Планируются и отдельные спецпроекты с крупных мировыми институциями и музеями, такими как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене, культурными центрами при посольствах зарубежных стран в Москве, ведущими вузами, а также историками моды и известными дизайнерами, в том числе Александром Васильевым и Ольгой Берг. В рамках выставки также пройдет масштабная программа мероприятий, информация о которых будет опубликована на сайте и в социальных сетях Музея.
Проект является центральным событием Года кружева, который Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства проводит в рамках стратегической программы "Достояние России. Традиции для будущего", направленной на развитие и поддержку художественных промыслов России.
Выставка открыта до 20 ноября 2016 г.