«Я вас люблю, красавицы столетий....!» восклицала Белла Ахмадулина в одноименном стихотворении, «красавицами столетий» сегодня назвали создатели музея Наталия Опалева и Полина Лобачевская выставку женских портретов работы Анатолия Зверева.
Это —третья выставка открывшегося в мае 2015 года музея, третья серия «ИЗОСЕРИАЛА», который анонсировал Музей АZ. Вслед за биографической выставкой и циклом анималистики музей предлагает широкой публике увидеть свыше 50 женских портретов (1950 —1980-е годы) и сравнить зверевский взгляд на вечную красоту с контекстом мировой живописной традиции.
Анатолий Зверев написал тысячи женских портретов. Большая часть из них —безымянна. Его красавицы часто не имеют ни имен, ни фамилий, они —образ женской красоты вне времени и модных веяний. Во все века по женским портретам можно было изучать историю костюма и причесок, увидеть, как изменяются представления о красоте. Анатолий Зверев не писал портреты «прекрасных дам» советского времени -он запечатлевал сам образ женственности, изменчивый и вечный.
Именно в женских портретах видно и зримо, каким непостижимым образом Зверев вобрал в себя всю историю мировой живописи -не толькорусскую иконописную традицию и культуру портрета 18 и 19 века, культуру Тропинина, Рокотова и Боровиковского, но и все многообразие европейской классики и модернизма. "Этот художник один прошел весь путь нашей западной живописи от раннего Пикассо до наших дней"-писал о нем Жан Кокто
Сам Зверев писал в «Трактате о живописи» (1960) -«Счастлив тот живописец, кто обгоняет время, бежит как сумасшедший дальше, жадно пожирает глазами формы новые или старые, по-новому увиденные, переваривает, отдает и идет дальше». Зверев жил и писал во второй половине 20 века, в советской Москве, писал на бумаге и картоне, где и чем придется, слыл нищим бродягой, бездомным, неприкаянным. Но сегодня, когда Музей АZ собирает его женские портреты на одной выставке, видно, какой яркий, глубокий и насыщенный диалог вел художник и с Веласкесом и Ренуаром, с Матиссом и Врубелем, с Малевичем и Пикассо.
На трех этажах Музей АZ разворачивает выставку, которая рассказываето женской красоте и изысканности — красоте, увиденной и схваченной мгновенно -в секунду, о красоте, увиденной случайно -украдкой, о красоте, которая предугадана художником и предсказана навсегда.
1 этаж -«Мгновения». Графика.
2 этаж –«Красавицы столетий». Портреты разных лет.
3 этаж –«Садись, детуля, я тебя увековечу!». Этой фразой Зверев приглашал свои модели на сеанс портретирования. Портреты тех, кто помнит об этих «изо-спектаклях», представлены на третьем этаже, а сами воспоминания собраны в новом альбоме «Красавицы столетий».
Врамках выставки музей планирует проводить художественные перформансы -известные современные художники будут устраивать импровизированные сеансы портретирования. И сегодняшний художник сможет повторить вслед за Зверевым: «Садись, детуля, я тебя увековечу!».