22 января в Центре русской культуры города Таллина открывается выставочный проект «Святые покровители земли русской».
Выставка «Святые покровители земли русской», которая откроется 22 января в Центре русской культуры города Таллина, представляет фото-воспроизведения особо чтимых икон, к которым в течение веков обращались русские люди с молитвами о защите своего Отечества.
Приняв в X веке православную веру из Византии, Древняя Русь стала поклоняться и ее святым. Византийский святой Николай Мирликийский, живший в IV веке, стал самым почитаемым святым Русской церкви. Он выступал помощником в разных бедах, хранителем мореплавателей и путешествующих. Так же любим, как Никола, стал и воин-мученик Георгий, претерпевший жесточайшие пытки за христианскую веру (III век). На Руси со святым Георгием связывали надежды на защиту родной земли от врагов. В народном сознании образ св. Георгия-змееборца стал ассоциироваться с идеей воинского подвига, победы над силами зла и спасительной силы христианской веры.
Первыми русскими святыми, прославленными Русской Церковью в 1071 году, стали князья Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть во время междоусобной войны. В сознание русских людей они вошли как пример самопожертвования и мужества. Их подвиг стал символом прекращения внутренней смуты и вражды. Отец Бориса и Глеба – великий князь Владимир (960-1015) – почитается крестителем Руси, утвердившим православие как государственную религию. В 2015 году торжественно праздновалось 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира.
Почитание первых русских святых стало той духовной основой, из которой родилась и развивалась национальная святость. В годы суровых испытаний, когда решалась судьба Отечества, земли Руси защищал весь сонм русских святых. Это князья-воины, монахи, мученики, юродивые, церковные пастыри и другие подвижники веры.
В эпоху татаро-монгольского нашествия примером высокой духовной святости выступил князь Михаил Черниговский, добровольно принявший смерть за христианскую веру от татарского князя Батыя в 1246 году. Подъем русского национального самосознания, борьба с ордынскими захватчиками и единение разрозненных сил вокруг Москвы связаны с именами великих подвижников – Сергием Радонежским и Дмитрием Донским. Великий русский святой, игумен Троице-Сергиева монастыря преподобный Сергий Радонежский в 1380 году благословил московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предрек ему победу. В честь подвига князя-воина, защитника Отечества, во время Великой Отечественной войны его именем была названа танковая колонна «Дмитрий Донской», а в 1988 году Дмитрий Донской прославлен Русской Церковью как святой.
Память о святых покровителях русского народа сохранилась не только в их чудотворных образах. В честь прославленных святых учреждены ордена Российской империи – святого Андрея Первозванного, святого князя Владимира, святого Георгия Победоносца. Эта традиция возродилась в годы Великой Отечественной войны, когда был учрежден орден святого князя Александра Невского, а с 1942 года черно-оранжевая лента ордена святого Георгия стала отличительным знаком гвардейских частей и символом победы.
Один из разделов выставки посвящен образам Пресвятой Богородицы, поскольку вера в заступничество Богоматери за всю русскую землю прочно укрепилась в народном православном сознании. Множество вариантов иконографии Богоматери свидетельствуют о том, что вся Древняя Русь считалась уделом Пресвятой Богородицы. Почитание богородичных образов напоминает о героических страницах русской истории. Главная православная святыня – икона Богоматери Владимирской – своим чудесным заступничеством помогла защитить страну от нападения врагов и во времена татаро-монгольского нашествия и во все последующие войны.
Образ Богоматери Казанской стал символом единения русского народа в связи с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов и была завершена смута. Не случайно День народного единства отмечается 4 ноября – в церковный праздник Казанской иконы Богоматери.
Икона Богоматери Тихвинской с XIV века почитается как защитница северо-западных русских земель. Иконы Богоматери Донской и Богоматери Азовской сопровождали войска в походах к южным рубежам Отечества. Образ Богоматери Смоленской не раз помогал отстоять западные границы России. В 1812 г. икона Смоленской Божией Матери была вынесена на Бородинское поле, чтобы укрепить и ободрить русских воинов перед решающим сражением с наполеоновской армией.
Чудотворная икона Богоматери Державной была обретена 2 марта 1917 года в день отречения императора Николая II от престола. На иконе Богоматерь изображена в короне и с символами царской власти – державой и скипетром. Этим чудесным явлением Пресвятая Богородица приняла под свой покров Русскою землю и укрепила в народном сознании веру в защиту всеми христианскими святыми незыблемости Российской державы.
В составе выставки 30 фото-воспроизведений икон из собрания музея. Каждая икона имеет развернутую аннотацию.