29 декабря 2015 года в Главном штабе состоялось открытие Залов памяти Карла Фаберже – новой постоянной экспозиции в Главном штабе.
В экспозиции представлено наследие крупнейшей в России ювелирной фирмы, основанной знаменитым Карлом Фаберже, показано дальнейшее развитие ювелирного и камнерезного искусства, достижения современных мастеров. В двух залах, выделенных под постоянную экспозицию, представлено 110 предметов, в третьем зале – для временных выставок – открывается выставка «Фаберже и Великая война» (29 декабря 2015 года – 26 июня 2016 года), см. http://www.museum.ru/N60579.
Фирма Карла Фаберже является одной из самых известных в истории отечественного ювелирного и серебряного дела. Её мастерами были изготовлены выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные по заказам Российского Императорского дома, европейских монархов, а также представителей виднейших аристократических фамилий и крупной буржуазии. Имя «Фаберже» стало синонимом высокого вкуса и отточенного мастерства.
В Эрмитаже хранится несколько знаковых произведений фирмы: копия Российских Императорских регалий, монументальные серебряные часы (подарок к серебряной свадьбе Александра III и Марии Федоровны) и часы-яйцо Ротшильда – дар Президента Российской Федерации В. В. Путина к 250-летию Эрмитажа, подносное блюдо из горного хрусталя, декоративные букеты цветов. Среди них предметы из Зимнего, Аничкова, Александровского дворцов: подносные блюда, части сервизов, вазы, портсигары, исполненные ведущими ювелирами фирмы: М. Перхиным, Ф. Афанасьевым, Г. Вигстремом, В. Аарне, А. Невалайненом, Ю. Раппопортом.
В период бурного развития промышленного производства и возникновения большого слоя потребителей неумолимо растет число мастерских, фирм и фабрик, выпускающих массовую продукцию. Однако художественную политику диктовали крупные мастера и художники-проектанты. Примером тому служит деятельность И. П. Сазикова и его сыновей, имевших отделения в Петербурге и Москве. Получив золотую медаль на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне, а затем и зарубежные заказы, они, тем самым, ввели российских ювелиров в европейское сообщество.
Показательно, что И. П. Сазиков на своей фабрике, которой владел с 1830 года, уже в 1845 году организовал одну из первых в России школу для обучения мастеров разным ювелирным специальностям. Кроме того, он приглашал известных художников для создания проектов и моделей, среди которых были скульптор И. Витали, архитектор-рисовальщик М. Быковский. Сазиковы активно использовали западные новые технологии и приобретали современное оборудование. Многое из того, что так успешно будет развиваться на крупнейшей фирме России – Карла Фаберже, зарождалось в середине века на фабрике Сазиковых.
Серебряных дел мастера делали утварь, стилизованную под изделия русских мастеров XVII века. Так возникают неовизантийский, неорусский стили. Кабинет Его Императорского Величества заказывает подобные вещи, главным образом, братины и ковши для дипломатических подарков. Основным поставщиком такого рода изделий был московский фабрикант П. А. Овчинников, открывший в 1873 году отделение в Петербурге. Он был крупным предпринимателем: на его фабрике трудились в некоторые годы до четырехсот работников, и также имелась специальная школа для подготовки мастеров. Проектированием и моделированием изделий для него занимались известные художники, такие как Е. Лансере, И. А. Монигетти, Ф. Г. Солнцев, А. Жуковский. Помимо старинных форм и орнаментики, которые тщательно изучались по оригинальным произведениям древнерусского искусства, воскрешаются старые технологии изготовления и применения цветных эмалей по скани, по резному фону, перегородчатые, расписные.
В лучших вещах, созданных в неорусском стиле на фабриках П. А. Овчинникова, П. И. Хлебникова, О.Ф. Курлюкова, Ф.И. Рюкерта, привлекает высокое качество исполнения эмалей, богатство колористической гаммы, смелое сочетание контрастных цветов, оригинальность рисунка декора, оформляющего корпус изделия, и особенно, если они исполнялись в стиле абрамцевских и талашкинских художников.
Российские ювелиры хорошо владели и так называемыми классическими стилями. На экспозиции представлены изделия, выполненные в стилях необарокко, неокласицизма, неогрек, дополняющие эрмитажное собрание произведений фирмы Фаберже. Они вписываются в общую картину развития русского ювелирного искусства и серебряного дела, позволяя проследить характерные особенности стилей, технических и художественных новаций.
Экспозиция подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, куратор – Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня.