В День Италии, 14 декабря 2015 года, в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Федерико Бароччи "Явление Христа Марии Магдалине" ("Noli me tangere")» из собрания Галереи Уффици во Флоренции.
На церемонии открытия присутствовали: Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа; Айке Шмидт, директор Галереи Уффици; Дарио Франческини, Министр культурного наследия и культурной деятельности Италии; мэр Венеции Луиджи Бруньяро.
«Между Эрмитажем и Уффици есть много схожего, - сказал М.Б. Пиотровский, - Уффици, как и Эрмитаж, музей, который посещают миллионы. Мы можем позволить себе роскошь не делать выставки, которые обязательны для того, чтобы на них пришли толпы. Поэтому и Уффици, и Эрмитаж могут делать выставки снобистские, выставки для гурманов, выставки для специалистов. Это наша особенность, которой мы гордимся! В наших музеях так много шедевров, многие из которых посетители просто не успевают посмотреть за время своего короткого визита. Когда же картина висит одна, она обращает на себя больше внимания, люди могут стоять пред ней долго».
«Для меня большая честь сегодня, - отметил директор Галереи Уффици А. Шмидт, - открыть эту выставку и представить замечательного урбинского художника Федерико Бароччи!».
Федерико Бароччи (около 1530-1535 – 1612) – один из крупнейших итальянских художников рубежа XVI–XVII веков. Драматические истории и глубоко эмоциональные образы в его картинах отражали вкусы эпохи Контрреформации. Творчество Ф. Бароччи оказало влияние на развитие европейской живописи последующих столетий.
Многие из его монументальных алтарных картин, по-прежнему занимают своё историческое место в соборах Рима, Урбино, Перуджи, Лорето, Равенны и в других городах. Произведения небольшого формата на тему Священного Писания были очень популярны и часто копировались. В зарубежных коллекциях хранятся авторские повторения «Святого Семейства» (оригинал «Мадонна с кошкой» из Национальной галереи в Лондоне), «Отдых на пути в Египет» (оригинал в Пинакотеке Ватикана) и другие. В Эрмитаже творчество Федерико Бароччи представлено «Мужским портретом» (на экспозиции в зале № 216), работами мастерской и более поздними повторениями его знаменитых картин, а также несколькими графическими композициями.
Заказчиками художника были понтифики Григорий XIII и Климент VIII, король Испании Филипп II, Великий герцог тосканский Фердинанд I, различные религиозные общины, но главным заказчиком и другом на протяжении всей жизни мастера оставался урбинский герцог Франческо Мария II делла Ровере.
«Явление Христа Марии Магдалине» - традиционная история о чуде Воскресения, интерпретированная по-новому: максимально лаконичная композиция, в которой только два главных персонажа – Иисус и Мария Магдалина. Не смотря на кажущуюся простоту – это одна из самых глубоких по смыслу интерпретаций евангельской легенды, которые когда-либо создавал художник. Картина – уменьшенное повторение подписного полотна, заказанного Джулиано делла Ровере (сейчас в Старой Пинакотеке Мюнхена).
Новизну образов и яркую светоносную цветовую палитру работ Федерико Бароччи оценили многие художники – братья Карраччи, болонские академисты, фламандские мастера, Питер Пауль Рубенс. Он имел последователей, так называемых «бароччески», в различных городах Италии и за её пределами. И в наши дни Бароччи по-прежнему остаётся мастером эффектных композиций, став у истоков эпохи Барокко, и мастером колорита, предвосхитив таким деликатным сочетанием цветов живопись французских художников стиля Рококо XVIII столетия.
К выставке подготовлен иллюстрированный буклет (Издательство Государственного Эрмитажа, 2015), автор текста – З.В. Купцова.