НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Ателье «Светопись Левицкого». Ранняя русская фотография в собрании Государственного Эрмитажа

c 10 декабря 2015 по 17 января 2016Санкт-Петербург
Портрет неизвестной. 1856-1858. Отпечаток на соленой бумаге
Портрет княжны Е.Б. Голицыной. 1858. Отпечаток на соленой бумаге
Групповой портрет великого князя Николая Александровича, герцога Николая Лейхтенбергского, О.Б. Рихтера, великого князя Александра Александровича и неизвестного. 1858. Отпечаток на альбуминовой бумаге
10 декабря 2015 года в Пикетном зале открывается выставка «Ателье “Светопись Левицкого”. Ранняя русская фотография в собрании Государственного Эрмитажа».

Вслед за выставкой «Эпоха дагеротипа. Ранняя фотография в России», с успехом прошедшей в 2011–2012 годах, она знакомит с историей становления отечественного фотоискусства.

На выставке представлено 87 произведений, выполненных в одном из самых известных и успешных ателье Петербурга «Светопись Левицкого», открытого в 1849 году фотографом-любителем Сергеем Львовичем Левицким. Представленные на выставке работы выполнены в ателье мастера в 1856–1859 годах и наглядно демонстрируют характерные для этого периода творчества Левицкого поиски образного решения, знакомят с особенностями художественной разделки, ретуши и разнообразными примерами оформления отпечатков. Среди них можно видеть как образцы повседневной продукции ателье, так и уникальные оттиски, созданные фотографом для императорской коллекции. Вместе с тем, многие из них являются великолепными примерами портретной съемки и выдерживают сравнение с лучшими произведениями русского живописного и графического искусства середины XIX века.

Данная выставка, впервые представляющая работы «патриарха светописи» из собрания Государственного Эрмитажа в таком объеме, имеет целью не только познакомить посетителей с одним из самых ярких периодов его творчества, но и показать первые шаги мокроколлодионной техники в России. Поиски, начатые мастерами в 1840-х годах и продолжившиеся в следующем десятилетии, стали, по справедливому определению Левицкого, временем «фотографической алхимии», эпохой самых активных профессиональных экспериментов. Сегодня сложно представить те трудности, с которыми сталкивались мастера в своей практике, начиная от организации съемки, экспонирования, проявления изображения и заканчивая печатью и оформлением снимков. С этой целью на выставке представлены и отпечатки, которые наглядно демонстрируют сложности переходного периода и подчеркивают рукотворный характер произведений.

Значительная часть представленных на выставке портретов происходит из альбома, принадлежащего императрице Марии Александровне. Серьёзное увлечение государыни искусством светописи способствовало возникновению богатейшей коллекции произведений как русской, так и западноевропейской фотографии. Предпочтение она отдавала самым выдающимся мастерам, по её убеждению, особое место в этом ряду занимал Левицкий. С первых дней ему было поручено не только создание семейных портретов, но и пополнение своими работами художественной части её коллекции. Эти отпечатки были выполнены фотографом по заказу Марии Александровны, пожелавшей создать из работ, исполненных Левицким на протяжении 1856–1858 годов, уникальное портретное собрание. В альбом вошли снимки, запечатлевшие близких императрицы, а также её приближённых, с которыми она была связана годами дружбы и глубокой личной привязанности. Большую часть портретов можно отнести к лучшим образцам ранней русской фотографии. Все оттиски выполнены на солёной бумаге и имеют единое оформление, характерное для ателье Левицкого этого периода.

Отдельно следует сказать о представленных на выставке фотографических отпечатках нового типа – carte de visite. Новый формат (10 ? 6 см), запатентованный в ноябре 1854 года преуспевающим французским фотографом А. Диздери, стал самым востребованным и оставался таковым на протяжении более десяти лет. Суть изобретения сводилась к тому, что на одной и той же стеклянной пластинке одновременно отпечатывалось четыре, шесть или восемь изображений. Визитки являются самым большим наследием ателье Левицкого 1850-х годов, поскольку выпускались, без преувеличения, тысячными тиражами. Только в собрании Государственного Эрмитажа хранится около трехсот экземпляров – наиболее интересные с художественной и технической точки зрения представлены на выставке.

Интерес на выставке представляет серия фотографий, запечатлевшая цесаревича Николая Александровича в окружении друзей и наставников. От традиционных групповых и одиночных портретов эти снимки отличает оригинальность идеи и связанные с нею композиционные и технические приемы. В основе сюжета – игра в мяч, или жедепом (jeu de paume), которая появилась в России еще во времена Екатерины Великой и оставалась занятием элитарным. В царской семье ею активно занимался наследник великий князь Николай Александрович. Его увлечение игрой и послужило поводом для необычной съемки в мастерской Левицкого. Все снимки этой серии свидетельствует о творческом подходе Левицкого к фотографическому процессу. Наиболее ярко это проявилось в портрете О. Б. Рихтера, наставника великого князя. Композиция снимка тщательно продумана: игрок поставлен в позу отражающего удар. Вот здесь и обращает на себя внимание фокус, который не очень заметен на первый взгляд. Летящий мяч выглядит немного крупнее и отчетливее своих собратьев, разбросанных на полу, более того, его контур достаточно резкий с отчетливо заметной светотенью. Это наталкивает на мысль, что здесь Левицкий применил один из известных ему технических приемов, позволивших создать иллюзию парящего в воздухе объекта. Вероятно, на стеклянный негатив была нанесена капля жидкости, которая дала возможность имитировать на отпечатке идеально ровный, объемный предмет. Подобного рода фотографические курьезы Левицкий виртуозно применял в своей практике, они были, если так можно выразиться, его слабостью.

Выставка «Ателье “Светопись Левицкого”. Ранняя русская фотография в собрании Государственного Эрмитажа» позволяет зрителю взглянуть на историю русской фотографии XIX века через призму времени, избегая привычного для нас видения фотографии с позиций современного фотоискусства с его неотъемлемым эпитетом моментальность и совершенно иными эстетическими воззрениями.

Автор концепции и куратор выставки – Наталья Юрьевна Аветян, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. К выставке издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог.

www.museum.ru/N60327
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.01.2025  x    ?  


Выставка «Дипломатическая деятельность А.С. Грибоедова. Кавказ - Персия» в Хмелите

Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» в Люксембурге

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию Императорской фермы

Выставка «Традиции живая нить» учащихся ДХШ им. В.А. Серова в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Спасители. Пути спасения

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Владимир Мартиросов. Траектории ощущений

Презентация издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть"

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Выставка живописи Олега Жидкова «Россия праздничная» в Угличе

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка «1905. Через призму искусства»

Ветхий Завет. Взгляд XXI века

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Неомодернизм Владимира Паршина

Выставка "Коллаж" в Городском выставочном зале Петрозаводска

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Юбилейная выставка графики Николая Воронкова в Российской академии художеств

Выставка «Другие города» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru