27 ноября 2015 года в Выставочном центре «спутнике» «Эрмитаж–Амстердам» открылась очередная выставка «Испанское искусство из Эрмитажа».
На открытии выставки присутствовала принцесса Нидерандов (бывшая королева) Беатрикс, бургомистр Амстердама, послы России, Испании и Мексики, руководители Фонда «Эрмитаж на Амстеле» и Общества друзей Эрмитажа в Нидерландах. На открытии выступили М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, и Кателен Брурс, директор Выставочного центра «Эрмитаж–Амстердам». Выставка получила широкое отражение в многополосных статьях основных газет Амстердама. На пресс-конференцию и открытие выставки прибыли также журналисты из Франции и Испании.
М.Б. Пиотровский подчеркнул в своем выступлении на церемонии открытия выставки: «Все мы неожиданно оказались в облаке ненависти, страха и истерической агрессивности. Искусство может помочь нам их преодолеть. Особенно - испанское. Император Александр, герой предыдущей выставки, был первым, кто стал специально собирать испанское искусство. В результате этого мы можем показать особый, эрмитажный, взгляд на него. Испания - завоевательница Америки. Символ этого - изображение каравеллы,сделанное из огромного изумруда. Испания - страна острых эмоций. Это воплощено в нервных линиях Эль Греко и Гойи. Испания - страна католического благочестия. Оно в картинах Мурильо и Сурбарана. Испания - страна удивительного живописного мастерства. Мастеров множество, но главный - Веласкес. В Эрмитаже висит портрет графа Оливареса его работы. Именно его выбирают больше всего для копирования студенты. Я спрашивал : почему ? Они говорят, что техника и разнообразие приемов в этой картине столь богаты, что копирование их оказывается трудной, но лучшей школой. Вот так и все испанское искусство из Эрмитажа дарит нам эмоции, но одновременно, учит над этими эмоциями размышлять. В Испании красота неразрывно соединена с философией и мистикой».
На выставке представлено 255 экспонатов из коллекции Государственного Эрмитажа – самого значительного собрания испанской живописи за пределами Пиренейского полуострова. Произведения XVI-начала XX столетия – живопись и графика, оружие, предметы декоративно-прикладного искусства позволяют рассмотреть испанское искусство во всем его многообразии. Выставка носит ретроспективный характер. Впервые искусство Испании в таком масштабном объеме представлено на берегах Амстела.
Центром развития испанского искусства во второй половине XVI века был королевский двор. Король Филипп II, перенесший столицу Испании из Толедо в Мадрид и начавший строительство Эскориала – монументального комплекса, своей главной резиденции, приглашал выдающихся мастеров своей страны и иностранных художников.
В начале своего творческого пути для Эскориала создавал свои произведения Франсиско Рибальта (1565-1628) – родоначальник испанской реалистической живописи XVII века. В составе экспозиции его произведения «Мученичество Св. Екатерины» (ок.1600 г.) и «Пригвождение к кресту» (1582) - одна из самых ранних работ, которые редко встречаются в музеях других стран.
Выдающийся испанский художник Алонсо Санчес Коэльо (1531/32-1588) – основоположник парадного портрета, яркого явления в испанском искусстве XVI- начала XVII столетия представлен «Портретом инфанты Каталины Микаэлы Австрийской» (1582-1585), дочери короля Филиппа II.
В Толедо в XVI-начале XVII веков создавал свои шедевры один из самых «испанских» художников по духу своего творчества – Доменикос Теотокопулос (1541-1614) – уроженец острова Крит, получивший в Испании имя Эль Греко. Традиции византийского искусства, усвоенные им в детстве, обучение в Италии, влияние таких мастеров, как Тициан, Тинторетто, создало неповторимое своеобразие его искусства. Но именно нахождение в Испании, в Толедо, – городе духовной и светской знати, оппозиционной двору, сформировало мятежное искусство художника. На выставке представлена картина «Апостолы Петр и Павел» (между 1587 и 1592), полотно, созданное в зрелый период творчества Эль Греко.
Рибера, Сурбаран, Веласкес и Мурильо – мастера трех главных школ XVII столетия: Валенсии, Севильи, Мадрида прославили испанское искусство золотого века.
Творчество Хосе де Риберы (1591-1652) открывает золотые страницы испанского искусства XVII столетия. Родом из Валенсии Хосе де Рибера провел почти всю жизнь сначала в Риме, а затем в Неаполе, входившем тогда во владение Испании. Он занимал должность придворного живописца вице-королей Неаполя. Испанцы гордились Риберой как первым национальным художником, получившим признание за пределами своей страны. Среди демонстрируемых произведений ранняя работа художника «Святой Иероним и ангел» (1626).
Севилья подарила миру одного из самых значительных художников XVII века Диего Веласкеса (1599-1660). Художник представлен на выставке двумя картинами. «Мужская голова в профиль» (ок.1616) – фрагмент «бодегонес» (картина на сюжет застолья) характеризует раннее творчество Веласкеса. Уже на этом этапе живописец осваивает новую манеру — выявление объемов с помощью эффектов светотени. Другая работа – «Портрет графа герцога де Оливареса» (ок 1638 г.) выполнена Веласкесом после переезда художника в Мадрид. Став главным художником короля Филиппа IV, Веласкес писал портреты монарха и его окружения. Все эти портреты имели поразительное свойство – в рамках нормативной живописи рождались правдивые образы, так, в Эрмитажном портрете Веласкес запечатлел исключительную незаурядность и противоречивость характера Оливареса.
С Севильей, колоритным и многоликим городом, связано творчество Франсиско де Сурбарана (1598-1664). Здесь процветали литература, музыка, театр. В 1628 году Сурбаран был приглашен на должность главного художника Севильи. На выставке представлена картина «Сан Фернандо», созданная в 1630-1634 годах.
Хранящиеся в Эрмитаже произведения блестящего представителя золотого века испанской живописи Бартоломе Эстебана Мурильо (1617-1682) охватывают разные жанры и все периоды его творчества. Они составляют одну из лучших коллекций его произведений. Среди представленных работ - шедевр кисти Мурильо из коллекции Эрмитажа, написанный на один из самых любимых сюжетов художника – «Непорочное зачатие» (ок.1680), поступивший из собрания Р. Уолпола.
Наряду с известными именами в состав экспозиции вошли работы мастеров и менее знакомых широкому зрителю. Среди них: Педро ди Мойя, Хуан де ла Корте, Антонио Переда, Игнасио де Ириарте и другие.
Выдающимся представителем испанской живописи XVIII столетия является Франсиско Гойя (1746-1828). «Портрет актрисы Антонии Сарате» (ок. 1811) относится к числу камерных изображений близкого художнику кругу людей, в котором было немало театральных деятелей. Лучшие традиции испанского искусства рубежа XVIII- XIX веков воплотились в эстампах и рисунках Франсиско Гойи. Большой раздел экспозиции - это графические произведения мастера, представляющие разные грани уникального таланта Гойи-рисовальщика. Демонстрируются листы из серий «Капричос» («Причуды»), «Бедствия войны», «Тавромахия».
Об искусстве XIX-начала XX века рассказывают произведения разнообразных жанров. Здесь представлены известные работы такого выдающего художника, как Пабло Пикассо (1881-1973), среди которых рисунок «Мальчик с собакой» (1905).
С XV по XVII век Испания входила в число самых крупных держав Европы — производителей как военного, так и охотничьего оружия, которому были присущи высокие боевые качества, разнообразие типов, богатство художественного оформления. Оружейное искусство Испании – это яркое и самобытное явление в национальной культуре этой страны. На выставке демонстрируются великолепные образцы оружия из коллекции Арсенала Государственного Эрмитажа.
Дополняют экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства XIV-XIX веков: изделия из бронзы и серебра, резная кость, керамика, расписанная металлическим люстром, стекло.
Комиссар выставки — М.О. Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Кураторы: С.К. Савватеев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, Е.А. Анисимова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства, Н.Б. Демина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, Ю.Г. Ефимов, заведующий сектором оружия Отдела «Арсенал».
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог: «Испанские мастера из Эрмитажа. Мир Эль Греко, Риберы, Сурбарана, Веласкеса, Мурильо и Гойи».