С 3 декабря 2015 г. по 28 февраля 2016 г. в Музее художественного стекла пройдет выставка "Эстонский круг Ленинградского завода художественного стекла", приуроченная к 90-летию знаменитого художника Лейды Юрген.
На выставке будут представлены работы трех выдающихся выпускниц Государственного художественного института в Таллине - Лейды Юрген (1925 - 2013), Хелле Пыльд (1928 - 1987) и Пильви Оямаа (1930 г. р.). Все они обучались на кафедре М. Роосма, основоположника эстонской школы художественного стекла. Наставник передал своим ученицам виртуозное владение техникой гравировки, умение передать трёхмерность изображения, глубину и многоплановость композиции. Их творческий путь был тесно связан с основным центром художественного стеклоделия в СССР - Ленинградским заводом художественного стекла (ЛЗХС).
Лейда Юрген в 1952 г. окончила Государственный художественный институт в Таллине, и уже через несколько лет Е.В. Яновская, главный художник ЛЗХС, пригласила ее на работу в Ленинград. В это время завод активно развивается, продолжая традиции, заложенные В.И. Мухиной, А.А. Успенским, Н.А. Тырсой при его основании.
Лейда Юрген работала на ЛЗХС с 1955 по 1990 гг. Именно в этот период происходило становление и развитие ее творчества. Рисунку и форме ее произведений характерны лаконичность, выверенность пропорций, внимательная проработка деталей. Л. Юрген одной из первых заинтересовалась художественными возможностями сульфидно-цинкового стекла. В 1974 г. она вошла в состав художников ЛЗХС, произведения которых были представлены на Венецианской биеннале. В 2000 г. Л. Юрген возвращается в Эстонию и продолжает работать как свободный художник вплоть до своей смерти в 2013 г.
Хелле Пыльд начала свою деятельность в Ленинграде в качестве мастера по обучению студентов гравировке и пескоструйной обработке стекла в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. Затем ее пригласили на работу в ЛЗХС. Пескоструйная обработка стала излюбленным приёмом в творчестве Х. Пыльд. Одним из основных элементов стиля стала тема индустриальных достижений СССР, которой она начинает интересоваться с конца 1960-х гг. Эта тема открыла ей широкие возможности в новом поиске пластики и ритмики в своих произведениях.
Творчество Пильви Оямаа (Уук) практически неизвестно в России. С ЛЗХС связан начальный этап ее карьеры художника, который продолжался всего 3 года. Расцвет творчества и европейская известность П. Оямаа связаны с заводом "Тарбеклаас" в Эстонии, где она проработала около 30 лет. Но главную награду в своей творческой карьере П. Оямаа получила на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. за вазу "Клевер", созданную во время работы на ЛЗХС.
Воспринятые ею алмазное гранение и монументальность в формообразовании на ЛЗХС получили дальнейшее развитие в период работы на "Тарбеклаас", привнеся традиции Ленинградского завода в эстонскую школу художественного стекла.