НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Эти особенные люди. Портреты сибирских шаманов»

c 16 ноября 2015 по 15 февраля 2016Санкт-Петербург
Эти особенные люди. Портреты сибирских шаманов
16 ноября в 16.00 в Музее истории религии открывается выставка, посвященная шаманству как явлению. Явлению, играющему главную роль в социальной, культурной и психологической сферах жизни народов, населяющих разные регионы земного шара. В том числе - Сибирь, Чукотку и Приамурье.

Шаманы – это особенные люди, способные, по выражению современных исследователей, «сознательно управлять подсознательным». Они обладают развитым творческим художественным мышлением, владеют навыками вхождения в «измененное состояние сознания» (транс или экстаз) и целесообразно действовать в таком состоянии, контролируя как свое поведение, так и настроение (реакцию) своих зрителей.

В фондах Музея хранится уникальная коллекция предметов, связанных с конкретными сибирскими шаманами, о жизни и деятельности которых известно из архивных материалов и работ исследователей. На выставке, включающей более 130 экспонатов (детали шаманского костюма, священные атрибуты - бубны, колотушки, посохи, изображения духов-помощников, принадлежавшие шаманам сделанные ими рисунки, фотографические и акварельные портреты шаманов) посетители получат возможность подробно разобраться в том, что составляло и составляет деятельность шамана, какова его роль в обществе и обязанности перед соплеменниками, как происходит камлание шамана, воспринимаемое как путешествие в иные миры, и общение с разнообразными духами, цель которого – получение их помощи или, наоборот, борьба с ними, .

Первый раздел выставки познакомит с особенностями шаманства у чукчей, большинство которых – и мужчины, и женщины - умели так или иначе взаимодействовать с духами. Почти все владели магическими формулами против злых духов, вызывавших различные несчастья и неудачи. В каждой семье обязательно имелся бубен, считавшийся семейной святыней. Бубен использовался на различных праздниках, игра на бубне аккомпанировала песням и танцам. В центре раздела два персонажа: потомственный шаман Онно из чукотского поселка Яндогай, который по просьбе художника и искусствоведа И.П. Лаврова одним из первых зарисовал свои видения, и расстрелянный в 1938 г. шаман Анкауге («Вдохнувший от моря») из поселка Нутепельмен на берегу залива Лаврентия, известный, в основном, благодаря записям и коллекционным сборам того же И.П. Лаврова.

Ненецкие шаманы делились на три категории, в зависимости от того, в какие миры они могли проникать. Были «светлые» шаманы, которые общались с небесными духами, путешествовали по верхним мирам. Они считались наиболее сильными. Были шаманы, сферой деятельности которых была земля, им помогали земные духи. Были шаманы, связанные с подземными духами. Они провожали душу умершего в загробный мир. В состав выставки вошел комплекс предметов, принадлежащий шаману Хылячу, а само имя этого шамана удалось установить благодаря архивным материалам собирателя И.Ф. Скачкова, который посетил территорию ненцев, живущих в районе реки Надым, в 1937 г.

Самые большой раздел выставки посвящен шаманам нанайцев, ульчей и орочей (территория Нижнего Амура и Приамурья). Отличительными чертами этих народов является представление о том, что шаман обладает особой душой, отличающейся от души обычного человека. Каждый шаман имел свою мифическую территорию в ином мире, передаваемую по наследству. Важнейшей функцией шамана на Нижнем Амуре было не только лечение больных, но и хранение душ людей. Истории нанайских шаманов М.Т. Онинка и Г.К. Гейкер (урожденной Онинка) известны благодаря работам этнографа А.В. Смоляк, которая, начиная с 1950-х гг., вела полевые этнографические исследования в Приамурье. Многие предметы были переданы в музей А.В. Смоляк и родственниками шаманки. В 1973 г. музеем была организована экспедиция в Хабаровский край, под руководством сотрудника музея Я.И. Шурыгина. Шаманство у орочей было развито слабо по сравнению с соседними народами. Шаманы были хранителями родовых традиций, но шаманский культ не занял здесь господствующих позиций. В каждом роду у орочей был один сильный шаман. Но к его помощи прибегали лишь в исключительных случаях: серьезная болезнь, проводы души умершего в загробный мир, а также очищение женщины после родов, поиски пропавших людей, животных или вещей.

Завершающий раздел выставки рассказывает о шаманах народов Южной Сибири. Благодаря работам одного из крупнейших исследователей культуры народов Алтая А.В. Анохина (1869-1931) известны имена, родословные и тексты камланий многих алтайских шаманов, живших в кон. XIX – нач. XX в., например Мампыя, шамана, жившего на реке Ашиякту в нач. XX в. Одним из самых интересных и неординарных шаманов, история которого представлена на выставке, является Мерей (в крещении Кондратий) Танашев (1885-1937). Будучи вначале православным алтайцем, он перешел в бурханизм, «белую веру», возникшую в 1904 г. среди алтайцев как форма выражения их национального самосознания, и даже был ее священнослужителем – ярлыкчи. В 1910 г. он перешел в шаманизм Перед Первой мировой войной он снова крестится и даже некоторое время служит диаконом. Также он работал десятником на земляных работах в Гомеле, а после революции, в 1920-е гг. – «ликвидатором неграмотности». Танашев приезжал в Ленинград, где в павильонах «Ленфильма» снимался в фильме Г.М. Козинцева «Одна», «изображая» шамана.

В настоящее время шаманство возрождается в местах своего традиционного распространения. В Республике Тыва и в других регионах Южной Сибири этот процесс принял наиболее интенсивный характер.

В современном тувинском шаманстве возникают новые формы – организации шаманов. Это нетипично для традиционного шаманизма. В столице Тувы Кызыле в настоящее время существует несколько шаманских организаций: «Дунгур» («Бубен»), «Тос-Дээр» («Девять небес»), «Адыг-ээрен» («Дух медведя») и др. Задачей подобных центров и обществ является поддержка в современных условиях тувинского традиционного уклада жизни, включающего традиционное шаманское мировосприятие и практики.

Выставка продлится до 15 февраля 2016 г.

www.museum.ru/N60136
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:www.gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.09.2019  x    ?  


Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru