16 ноября. Проект «Живая экспозиция». Презентация уникальных экспонатов, введенных в постоянную экспозицию музея.
Акварель художника М.М. Иванова (1748–1823) «Смерть светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического в Бессарабских степях» 1791 года. После реставрации
Эта акварель, признанный шедевр отечественного графического искусства конца XVIII столетия, более ста двадцати лет хранится в Государственном историческом музее, но никогда не экспонировалась из-за крайне тяжелого состояния сохранности. В 2015 году работа прошла комплексную научную реставрацию в Мастерской реставрации редких книг и графики Отдела реставрации фондов Государственного исторического музея, в результате чего стало возможным впервые представить ее широкому кругу зрителей.
На акварельном рисунке художника М.М. Иванова изображен один из самых трагических эпизодов времен правления императрицы Екатерины II: безвременная кончина Григория Александровича Потемкина-Таврического в степях Бессарабии, на пути из города Яссы в порт Николаев, которая случилась 5 (16) октября 1791 года. Светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический (1739–1791) – выдающийся государственный деятель второй половины XVIII века, ближайший сподвижник императрицы Екатерины II, внесший большой вклад в присоединение к Российской империи Крыма и Новороссии, создатель и первый командующий Черноморского флота. Когда императрице было доложено о кончине ее любимого фаворита, она произнесла: «Кем заменить такого человека?.. Вот теперь я истинно сама себе помощница. Снова мне надо дрессировать себе людей...».
Акварель «Смерть светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического в Бессарабских степях» представляет собой не только уникальный памятник отечественного искусства, но и бесценный исторический источник.
«Архангел Гавриил» и «Богоматерь». Копии мозаики XI в. из Киево-Софийского собора. Мастерская А.В. Прахова. 1885 г. После реставрации.
В 1881 г. один из основателей Российского Императорского Исторического музея А.С. Уваров обратился к археологу, историку искусства А.В. Прахову с просьбой создать точные живописные копии с мозаик собора Святой Софии в Киеве.
Собор был заложен в 1037 г. великим князем Киевским Ярославом Мудрым и стал главным храмом Древнерусского государства. Сейчас Софийский собор и его уникальное убранство известны во всем мире, собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Если архитектура, внешний вид Св. Софии были перестроены в XVII-XVIII вв., то в интерьерах сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок XI века.
До наших дней дошло 260 кв. метров подлинных мозаик и 3000 кв. метров фресок. Особое впечатление производила мозаика, мерцающая под воздействием света и солнечных лучей 177 оттенками цвета.
Дошли» шедевры древнерусского искусства благодаря деятельности Адриана Викторовича Прахова (1846–1916). Именно с него началось серьезное изучение архитектуры и убранства храма. Расчистка им фресок и мозаики собора в 1880-е гг. вылилась в выдающееся открытие. Именно Прахову мировая культура обязана новым осмыслением истории Древней Руси.
Граф Уваров заказал копии мозаик на сюжет «Благовещения», чтобы оформить ими Киевский зал Исторического музея, посвященный истории Древнерусского государства. Прахов сам разработал технологию изготовления копий мозаик – она позволяла с предельной точностью повторить сложный оригинальный рисунок, располагая кусочки смальты под разными углами в подготовительном грунте.
Размещенные в начале 1880-х гг. в залах музея праховские работы сыграли значительную роль в формировании представления о русском искусстве, как о наследнике Византийской империи, и в развитии художественного направления в искусстве рубежа XIX и XX вв. Изучать живописные мозаики на экспозицию Исторического музея целенаправленно приходили молодые, ставшие известными в будущем художники, например, П. Корин, А. Щусев. Даже в советское время образ византийской и древнерусской мозаики вдохновлял художников и архитекторов, вспомним убранство станций метро «Комсомольская», выполненное архитектором Щусевым и художником Кориным. В 1920-годы уникальные работы А.В. Прахова были изъяты из экспозиции музея.
Прошли годы, методика А.В. Прахова была забыта. Ее заново «расшифровала» в 2012 г. бригада реставраторов под руководством Л.Ю. Ясновой.
Сервиз с росписями по мотивам Лоджий Рафаэля в Ватикане (по эскизу Вивана Босэ). Санкт- Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1861 г.
Часть сервиза (15 предметов) экспонировалась на Всемирной выставке произведений искусства и промышленности в Лондоне в 1862 г. Остальные 12 предметов дополнительно изготовлены к основной части сервиза в 1863 г. Полный сервиз на 12 персон был поднесен императору Александру II к празднику Рождества Христова.
Сервиз приобретен Министерством культуры РФ для Исторического музея в 2014 г.