НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне

c 14 ноября 2015 по 31 января 2016Санкт-Петербург
Серия «Бегенблик». Айно Аалто. 1932.  Фабрика «Кархула-Ииттала». Музей дизайна
Платье «Богатый вечер». Ткань «Кольца». Вуокко Нурмесниеми. Фабрика «Вуокко». Фотография. 1967. Фотограф Mакс Петрелиус. Музей дизайна
Подвесное кресло «Пузырь». Ээро Аарнио. Фабрика «Аско». Фотография. 1970. Из архива Ээро Аарнио. © Photo: Studio Pietinen
Выставка организована в рамках архитектурной программы проекта «Эрмитаж 20/21» при поддержке и совместно с Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге.

Партнерами проекта стали Музей дизайна (Хельсинки), Музей финской архитектуры (Хельсинки), Музей Алвара Аалто (Ювяскюля). На выставке представлены оригинальные чертежи, фотографии, макеты, предметы дизайна, документальное кино. Автор идеи и куратор – научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа К. А. Малич. К выставке издан иллюстрированный научный каталог. Параллельная образовательная программа, организованная в рамках проекта, включает цикл лекций и мастер-классов, в которых примут участие финские архитекторы, дизайнеры, исследователи.

Финская архитектура прошла уникальный путь всего за сто последних лет. От сдержанного национального романтизма, который складывался в основном под влиянием других европейских школ, к одному из важнейших и самобытных направлений Интернационального стиля.

Формально профессии архитектора в Финляндии не многим более 100 лет. В Политехническом институте Хельсинки специальность “архитектура” была выделена из общего инженерного курса лишь в 1907 году, немногим раньше появилось и первое профессиональное издание. Масштабы градостроительной практики были скромными, ведь в начале XX века в городах проживало 10% населения Финляндии, в 1920-е годы – 20 %. Местная архитектурная дискуссия на рубеже XIX-XX веков развивалась в рамках узкого круга единомышленников – архитекторов, художников, писателей, – вдохновленно обсуждавших в хельсинских кафе пути развития отечественной культуры. В 1917 году Финляндия получает независимость. Молодые финские зодчие мечтали о новой, современной архитектуре, соответствовавшей последним техническим достижениям и по актуальности не уступавшей практике других европейских городов. Архитектура в Финляндии становится частью масштабного национального проекта «поиска финской самоидентичности».

Финские архитекторы, как и пионеры европейского Современного движения, с огромным воодушевлением изучали технологии первого машинного века. Все новое, отвечавшее требованиям прогресса наделялось свойствами эстетического объекта. Железобетонные конструкции и обширные полосы остекления, хромированная фурнитура, алюминиевые жалюзи и линолеумные покрытия, раздвижные двери и встроенный свет. Строительная индустрия была еще недостаточно развита, чтобы позволить повсеместно использовать арсенал новых технологий в жилом строительстве, но общественные здания - отели, кинотеатры, - построенные в 1930- е годы в Финляндии, стали классическими памятниками раннего модернизма, "белого функционализма" как был позже назван этот этап.

Специфика финского модернизма заключается в паритетных отношениях зодчего и природы. Один из основоположников историографии Современного движения в архитектуре, Зигфрид Гидион, был первым, кто обратил внимание на сочетание противоборствующих приемов функциональной стандартизации и иррациональности в финском модернизме. Психологическую базу для этой эмоциональной составляющей критик находил в специфике финского пейзажа и национальной традиции отношения к природе. Существует финская пословица: «Размышляй хоть неделю, но скажи ясно». Для Финляндии ясность, чистота и строгость раннего европейского функционализма стали не только компонентами актуального манифеста 1920-х годов, но насущной необходимостью. Знаменитый павильон, спроектированный архитектором Алваром Аалто для международной выставки в Нью-Йорке, символизировал двойственность, под знаком которой суждено будет в XX веке развиваться современной архитектуре Финляндии: от гуманизма к материализму, от функционального к живописному подходу, от рассудительности к эмоциональности.

Сам Аалто избегал термина «национальный» в архитектуре, делая акцент на климате, топографии, природных ресурсах. Вместе с тем два павильона, которые он спроектировал для международных выставок в Париже и Нью-Йорке очень характерно представляли Финляндию именно в национальном контексте: фотографии пейзажей, на фоне которых была развернута экспозиция местных промтоваров от беговых лыж до техники лесообрабатывающего производства. Да и сами технологии и материалы, которые использовал Аалто в проекте, были напрямую связаны с переосмыслением финской строительной традиции.

Актуальность технологий деревянного зодчества никогда не исчезала в Финляндии: слишком много первостепенно важных задач столетиями решалось с их помощью в условиях сурового северного климата (теплоизоляция, влагостойкость, устойчивость к перепадам температур). В то время как Современное движение стремится преодолеть материальность архитектурной оболочки, этим проектам свойственна полновесная материальность, в них ощущается тяжесть масс, противопоставление несомых и несущих частей. Изучение пейзажа подсказывало зодчим общее композиционное решение, задавало ритм, провоцировало на поиск «внутренне интуитивного» решения, «бесцельного», как определял Аалто, рисования. По аналогии с этим методом архитектор Пиеттиля позже сравнивал процесс дизайна с охотой или рыбной ловлей.

«Золотое поколение» – зодчие, составившие славу финской архитектуры и дизайна в 1930-1960-е годы, позаимствовали у Современного движения и Интернационального стиля в первую очередь те приемы, которые отвечали национальной ментальности и традиции. Возможно, благодаря последнему обстоятельству возник феномен финского модернизма: это достаточно прагматичная и интровертная школа, всегда следующая локальным традициям, ориентированная на местные материалы и климатические особенности. Независимость помогает существовать вне конъюнктурных тенденций, и образы, которые архитекторы и дизайнеры создавали 70 лет назад, по прежнему актуальны.

Инструментарий финского модернизма оказался настолько богат, практичен и эмоционально убедителен, что по-прежнему остаётся востребованным несмотря на заявления как о смерти новой архитектуры, так и о смерти большого модернистского нарратива. Молодые финские архитекторы не отбрасывали опыта предшествующих поколений, и с этим связана уникальная солидарность профессионального архитектурного круга в современной Финляндии. Да и можно ли говорить о «смерти» большого стиля, если его язык остается функциональным и востребованным. Если у целой нации сохраняется уважительное отношение к ценности многолетнего опыта, конвертируемого в «золотое» наследие.

www.museum.ru/N59867
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.01.2025  x    ?  


Выставка «Дипломатическая деятельность А.С. Грибоедова. Кавказ - Персия» в Хмелите

Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» в Люксембурге

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию Императорской фермы

Выставка «Традиции живая нить» учащихся ДХШ им. В.А. Серова в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Спасители. Пути спасения

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Владимир Мартиросов. Траектории ощущений

Презентация издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть"

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Выставка живописи Олега Жидкова «Россия праздничная» в Угличе

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка «1905. Через призму искусства»

Ветхий Завет. Взгляд XXI века

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Неомодернизм Владимира Паршина

Выставка "Коллаж" в Городском выставочном зале Петрозаводска

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Юбилейная выставка графики Николая Воронкова в Российской академии художеств

Выставка «Другие города» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru