В царской усадьбе «Коломенское» Московского государственного объединенного музея-заповедника с 27 ноября 2015 года по 23 февраля 2016 года во Дворце царя Алексея Михайловича представлена выставка «Времена года в нидерландской графике XVI-XVII веков из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина».
Посетителей ждет уникальная возможность увидеть 65 редко выставляемых рисунков и гравюр из обширных фондов Отдела графики ГМИИ, причем 50 гравюр предстанут перед зрителями впервые за сто лет.
Большую часть своей истории человечество жило в сильной зависимости от природы, и потому смена сезонов и месяцев в течение года и связанные с ними работы и занятия находились в центре внимания и имели большое общественное значение. Это обстоятельство оказало решающее воздействие на религию, календарь праздников и отразилось в искусстве всех народов.
В искусстве Нидерландов с начала XV и до XVIII столетия сохранялась непрерывная традиция изображения времен года и месяцев, берущая начало в культуре античности и средневековья. Эта тема у нидерландских художников не только популярная, но и многоплановая, содержащая аспекты философского, научного и собственно художественного характера. В русле этой традиции родился знаменитый цикл миниатюр календаря «Роскошного часослова герцога Беррийского» братьев Лимбургов и серия картин «Месяцы года» Питера Брейгеля Старшего. На эту тему писались миниатюры и картины, ткались шпалеры, а с XVI столетия создавались серии гравюр и рисунков. В них постепенно вырабатывались основы пейзажной и жанровой живописи Голландии XVII столетия.
Представленные в экспозиции произведения значительных мастеров XVI–XVII веков – от Питера Брейгеля Старшего до Алларта ван Эвердингена и Питера де Молейна – позволяют раскрыть тему смены сезонов, отражающей жизнь природы, во многих вариациях.
Три полные серии изображений 12 месяцев года отмечают основные вехи в развитии темы – от жанрово-эмблематического осмысления в гравюрах Криспина де Пассе по рисункам Мартена де Воса в конце XVI столетия к решению темы в формах камерного реалистического голландского пейзажа в рисунках Алларта ван Эвердингена в середине XVII века и к гротесковым сценам в меццо-тинто Корнелиса Дюсарта в самом конце голландского «золотого века».
Циклы «Времена года» и отдельные листы из ряда серий, посвященных месяцам, позволяют увидеть разнообразие иконографических и стилистических вариантов, обусловленных творческими индивидуальностями художников, работавших в рамках одной традиции. Среди демонстрируемых на выставке листов рисунки выдающихся голландских пейзажистов XVII века Питера де Молейна, Хермана Сафтлевена, оригинальные офорты Яна ван де Велде и меццо-тинто Корнелиса Дюсарта, гравюры, созданные по рисункам великого живописца Питера Брейгеля Старшего, Мартена ван Хемскерка, Пауля Бриля, знаменитого графика-виртуоза эпохи маньеризма Хендрика Голциуса, и исполненные прославленными мастерами резца Филиппом Галле, Криспином де Пассе, Яном и Эгидием Саделерами