Балаковская художественная галерея, филиал Радищевского музея, приглашает на выставку «Погляденье увеселительное».
На выставке «Погляденье увеселительное» представлены лубки из фондов научной библиотеки Радищевского музея. Эта коллекция лубка принадлежала основателю музея Алексею Петровичу Боголюбову и его брату Николаю Петровичу. На каждом листе стоят их подписи. А им, в свою очередь, листы были подарены собирателем и издателем народных картинок Дмитрием Александровичем Ровинским, с которым их связывала долгая дружба.
Выставка знакомит зрителя со сказочными, былинными, рыцарскими лубками, а также потешными листами.
Особой популярностью пользовались былинные персонажи.
Былинные герои – это Илья Муромец и его бой с Соловьем разбойником, Алеша Попович, одетый в рыцарские доспехи, Усыня Горынич в чешуйчатых латах, Буслан Буслаевич на коне с копьем в руках. Часто они изображались в момент их победы. Так Илья Муромец поражает стрелой Соловья-Разбойника, причем Илья походил на Петра 1, а Соловей на шведского короля Карла XII.
Рыцарские романы представлены лубками с изображением Еруслана Лазаревича в папахе и с копьем, а также листы с историей о Бове королевиче и прекрасной королевне Дружневне.
Большое место на выставке занимают сказочные лубки. Это «Сказка о сильном и храбром богатыре Иване царевиче и его супруге Царь-Девице», «Сказка о Иване царевиче, жар птице и сером волке», «Сказка о золотом, серебряном и медном государствах» и другие. Лубочная сказка –это переработка старых сказок на новый лад, авторы не придумывали новых сюжетов, а передавали по-своему уже известные, стремясь придать правдивость, достоверность бытовыми чертами. Авторы как бы соединяли сказку с былью.
Интересны, так называемые «юридические» листы: «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче Щетинникове», рассказывающие о судопроизводстве.
На выставке можно увидеть юмористические картинки-потешки, их еще называют балагурник или побаски ( «Петух», «Курочка-хохлушка». Русские лубочные картинки осуждали разгул, пьянство, лень, неправедно нажитое богатство, критиковали жадных и тщеславных людей («Высокие прически»), представителей духовного сословия. Но в то же время, они прославляли защитников Отечества, рассказывали об исторических событиях.
Благодаря таким «потешным листам» можно увидеть историю повседневной жизни, детали крестьянского труда и быта русского народа.
Народная картинка. Кто и почему назвал ее «лубочной» неизвестно. Может потому, что вырезали ее на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может потому, что продавали их в лубяных коробах, или, если верить московскому преданию, все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.
Именно юмористические народные картинки считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Их создавали простолюдины-самоучки на радость простому народу. В лубке воплотился народный юмор, природный талант русских художников.
Лубок – гравюра, оттиск на бумаге с деревянного, а позже металлического клише. Иногда черно-белые оттиски раскрашивались от руки заячьими лапками, поэтому они походили на раскраску ребенка, неумелую и торопливую.
Лубки были доступны по цене самым несостоятельным покупателям, они были доходчивы по тексту и изображению, служили своего рода букварем, иллюстрированной газетой, иконой, учебником.
Первоначально лубки носили религиозный характер, изображая житийные сцены и евангельские сюжеты. Постепенно стали появляться иллюстрации к сказкам, былинам, переводным рыцарским романам, а также листы, посвященные историческим событиям (Куликовской битве, войне 1812 года), кроме того, издаются так называемые «потешные листы», изображающие всякую небывальщину и чудеса (старики и старухи, попав внутрь мельницы, превращаются в молодых людей).
Стародубцева Наталья Владимировна, научный сотрудник Радищевского музея