Накануне вековой годовщины геноцида армян в Музее Востока откроется выставка выдающихся армянских живописцев прошлого столетия: М. Сарьяна, Г. Башинджагяна, А. Акопяна, М. Абегяна, Е. Асламазян, М. Петросяна и И. Азизян. Экспозицию составят всего девять полотен, однако каждое из них, словно портал, перенесет зрителя в первое христианское государство мира.
Испокон веков величественную природу Армении украшали храмы. Возведенные из тех же пород камня, что и окружающие горы, своими красками и силуэтами они гармонично вторили армянскому ландшафту. Храм, как символом единения народа, не мог не найти отражение в изобразительном искусстве этой страны.
Основоположник армянской пейзажной живописи Геворк Башинджагян (1857 – 1925) на протяжении почти трех десятилетий воспевал в своем творчестве легендарное озеро Севан. В отобранной для выставки картине «Ночь на Севане» живописцу удалось запечатлеть тот редкий таинственный час, когда краски словно обесцвечиваются и предметы теряют тяжесть.
Напоенные южным солнцем произведения Мартироса Сарьяна вобрали в себя красочность средневековых армянских миниатюр. Его образы Армении, и в частности библейский Арарат, со временем стали эталонными, определив своеобразие национальной живописной школы. Под обаяние творчества Сарьяна в определенный период попал и Мгер Абегян (1909 – 1994).
Иная – печальная, порой драматичная Армения представлена на полотнах Акопа Акопяна (1923 – 2013). Родившийся в Египте, куда, спасаясь от геноцида, переехала его семья, Акопян уже зрелым мастером вернулся в Армению. «Чем ближе знакомился я с армянской природой, тем вернее поддавался ее животворной и таинственной власти», – вспоминал художник.
Тема Родины не обошла и Мартына Петросяна (1936), ныне живущего и работающего в Канаде. В его образе Армении причудливо сплелись архаические мифы и христианские притчи.
«Розовый воздух Армении, ее горы и камни, храмы и селения сделались средой, импульсом и главным предметом живописного мироздания», – писала москвичка и армянка по отцу Ирина Азизян (1935 – 2005). В ее пейзажах застыли селения Айриванка, кладбища с каменными плитами – хачкарами, которых не встретишь больше ни в одной стране мира.
Еще одна жемчужина выставки – работа Ерануи Асламазян (1910 – 1998) «И.А. Орбели на раскопках в Гарни». Художница не случайно написала портрет академика Иосифа Орбели на фоне одного из самых ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Во многом благодаря этому ученому-востоковеду храм был восстановлен.
Картины, вошедшие в экспозицию, напомнят о знаковых для каждого армянина образах Родины. Ее история и культура станут основным лейтмотивом выставки.
Куратор выставки: Светлана Хромченко