Из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже»
«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876) – одно из главных полотен Огюста Ренуара, созданное в зените его творческой судьбы, – принадлежит к национальным сокровищам Франции. Эта крупная и самая многофигурная композиция мастера потребовала от него длительной работы в течение всего лета 1876 года. Мулен де ла Галетт (Галетная мельница), расположенная на вершине Монмартрского холма, в середине 1870-х годов служила основным центром воскресного досуга для местной молодежи. Ренуар писал этот «дансинг» на пленэре, прямо под открытым небом, захваченный истинно народной атмосферой развлечений.
Прием «рваного» света Ренуар открыл годом раньше в «Этюде» обнаженного торса в окружении зелени, а весной 1876 года применил его в «Качелях» (Музей Орсэ, Париж). Световой кодой этих двух композиций Ренуар затем активно воспользовался и в «Бале». Так возник поразительный параллелизм действия. Люди разговаривают, двигаются, танцуют. Но одновременно танцует и свет, зажигая блики и цветные рефлексы. Однако и публика, и критика далеко не сразу оценили своеобразие картины. На Третьей выставке импрессионистов (1877), где картина впервые была показана, ее, в сущности, не заметили. «Бал» начал привлекать настоящий интерес лишь после того, как появился в экспозиции Люксембургского музея, побуждая Анри де Тулуз-Лотрека и юного Пабло Пикассо создавать собственные вариации.