Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Главное здание
Отдел графики продолжает знакомить зрителя с техниками гравюры и представляет небольшую выставку, посвященную итальянской цветной гравюре на дереве, более известной под названием кьяроскуро (итал. «светотень»). Относится к технике высокой печати: оттиск делается с выступающей части вырезанного на деревянной доске рельефного рисунка.
Европейская цветная гравюра на дереве возникла в Германии в начале XVI века, но наибольшее распространение и развитие получила в Италии. В 1516 году итальянский гравер Уго да Карпи добился в Венецианском сенате привилегии на способ печати «а chiaro e scuro». Его гравюры имитировали рисунок кистью. Для создания оттисков художник использовал три-четыре доски. На каждой вырезал часть задуманной композиции, и с каждой доски последовательно делал отпечаток определенным тоном.
Например, тени печатал черным цветом, полутени и освещенные места - коричневым и желтым, а для передачи самых светлых частей композиции использовал незакрашенные участки бумаги. В результате на листе получалось целостное изображение, сдержанное по колориту. В подобных оттисках главным выразительным средством были цветовые пятна, их сочетания и контрасты. Помимо Уго да Карпи итальянское кьяроскуро прославили такие мастера, как Никколо Вичентино, Антонио да Тренто, Андреа Андреани. Тиражи кьяроскуро были небольшими, оттиски высоко ценились у коллекционеров наравне с рисунками.
На выставке представлены лучшие образцы итальянского кьяроскуро: гравюры Уго да Карпи, Антонио да Тренто и Андреа Андреани, выполненные по рисункам Рафаэля, Пармиджанино, Маньтеньи.
Куратор: Юлия Александровна Меренкова, научный сотрудник Отдела графики, хранитель итальянской гравюры.