с 15 февраля по 11 апреля
Выставки в Мемориальном музее-квартире Ел.Ф.Гнесиной:
«Р.М.Глиэр и А.Т.Гречанинов – первые педагоги Музыкального училища Е. и М. Гнесиных» и «Новые поступления музея»
Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875-1956) и Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956) – выдающиеся русские композиторы, занявшие свое особое, очень значимое место в истории русской музыки. Оба они были близкими друзьями семьи Гнесиных и оказали неоценимую поддержку становлении созданного Гнесиными в 1895 году музыкального учебного заведения, войдя в число его первых педагогов. Случилось так, что в этом сезон – юбилеи обоих композиторов: 150 лет со дня рождения А.Т.Гречанинова и 140 лет со дня рождения Р.М.Глиэра.
А.Т.Гречанинов был соучеником и другом Евгении Савиной-Гнесиной, входил в состав кружка музыкантов, постоянно собиравшихся у Гнесиных в 1890-е годы (свидетельство многочисленных творческих развлечений этого кружка – представленные на выставке шуточные письма от вымышленных персонажей, адресованные Гречанинову). Постоянная переписка его с Гнесиными, начавшаяся в годы работы в Училище, продолжалась и во время эмиграции: из Парижа он писал Евгении Фабиановне, а уже из Нью-Йорка, после ее смерти – Елене Фабиановне. Композитор присылал рукописи и издания своих новых произведений, программы концертов, фотографии – все эти материалы нашли отражение на выставке. Для созданного в Школе Гнесиных детского хора он создал большое число опусов, которые постоянно звучали на «Детских музыкальных утрах» в различных залах Москвы, а в период первой мировой войны давались и концерты в помощь пострадавшим. На выставке можно увидеть несколько таких программ.
Р.М.Глиэр стал первым педагогом по гармонии в Училище Гнесиных в 1900 году. Именно в своем классе он встретил будущую жену – Марию Ренквист, которой суждено было стать обладательницей самого первого свидетельства об окончании училища (оно представлено на выставке). Самые тесные связи семьи Глиэр с Гнесиными и их учебными заведениями сохранялись на протяжении многих десятилетий, о чем красноречиво свидетельствуют многие экспонаты выставки. Это и фотографии Глиэра (в том числе с учениками) 1900-х годов, и его письма, открытки, присланные из-за границы, программы концертов и спектаклей, нотная рукопись 1920-х годов. На юбилее композитора в 1955 году с ним рядом постоянно находится старый друг и соратник – Елена Фабиановна Гнесина, называемая им «Аленушкой». И Глиэр, и его жена – бывшая ученица Ел.Ф.Гнесиной – через полвека преподносят палехскую шкатулку с Васнецовской «Аленушкой» Гнесиной, которая тоже экспонируется на выставке вместе с фотографиями и письмами Глиэров.
41 экспонат выставки, посвященной двум композиторам, тесно связан со второй выставкой, так как целый ряд экспонатов был недавно подарен музею С.В.Глиэр – внучкой Р.М.Глиэра и ее семьей.
Выставка новых поступлений в фонды музея 2010-2014 годов представляет 50 экспонатов, причем все они являются дарами музею – ведь никаких закупок для пополнения коллекций музей не производит.
Среди самых ценных даров – автографы крупнейших музыкантов. Это – ноты Я.Сибелиуса, с дарственной надписью композитора С.Конюсу, сделанной в 1912 году (подарок Е.Б.Страннолюбской). Это письма М.В.Юдиной и В.В.Софроницкого, поступившие в музей из архива И.В.Никоновича (очень интересные материалы, связанные с Софроницким, находятся в этом же архиве и тоже демонстрируются), отзыв А.К.Глазунова о выпускнице Петроградской консерватории Е.Б.Сенкевич – первой в России женщине-дирижере, поздравление В.Клиберна в связи с 60-летием Академии им.Гнесиных и 130-летием Ел.Ф.Гнесиной, а также автограф Т.Н.Хренникова на нотах его произведений для скрипки. К этим материалам примыкает еще один уникальный автограф – письмо Вл.И.Немировича-Данченко к бывшей артистке возглавляемого им Музыкального театра, написанный во время войны из Тбилиси.
Исторически ценны и интересны и концертно-театральные программы, представляемые на выставке: «Кружка любителей русской музыки» 1906 года, «Исторических концертов русской музыки», организованных С.П.Дягилевым в Париже в 1907 году (из библиотеки Г.Ф.Гнесина, дар М.А.Дроздовой и Ю.П.Федорищева), концерта Н.К.Метнера в Москве в 1927 году (дар Н.Е.Тиличеевой), юбилейного вечера к 20-летию Оперного театра им. К.С.Станиславского в 1941 г.
Целый ряд материалов, связанных с семьей Гнесиных, предоставлены Г.С.Хаймовским – пианистом, живущим в США, в прошлом любимым учеником Ел.Ф.Гнесиной, Е.Д.Мартыновской – дочерью Н.А.Светозаровой, воспитанницы и многолетнего педагога Гнесинских учебных заведений, Т.Н.Лезгинцевой – внучкой подруги юности Г.Ф.Гнесина и другими дарителями. Так, трогательную материнскую заботу представляют все принадлежавшие Г.Хаймовскому автографы Ел.Ф.Гнесиной: это и ноты, подаренные «для бисов в Молдавии», и ее фотография вместе с В.Клиберном с дарсвтенной надписью, и записка директору универмага с просьбой поменять размер костюма для концертного выступления… Показательны отзыв и письма Евгении Савиной-Гнесиной и Елены Гнесиной, написанные ими Н.А.Светозаровой в 1931-1942 годах. На выставке экспонируются и несколько уникальных нотных изданий: это экземпляры «популярной библиотеки» 1910-х годов издательства «С.Ямбор» и именной издательский экземпляр Ел.Ф.Гнесиной выпущенной ограниченным тиражом кантаты С.И.Танеева «По прочтению псалма» Музгизом в 1923 году (дар Т.В.Кандинской).
Выставки открываются 15 февраля, в день 120-летия со дня основания учебных заведений имени Гнесиных, во время ХХ Гнесинских чтений.