Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку классика советской репортажной фотографии Эммануила Евзерихина. "Последняя смена". Это проект о последних днях страны на пороге войны, о которой никто не подозревает. Это проект о хрупкости мира, и о том, как сложно и важно его сохранить. Это проект о последнем поколении детей, живших до большой войны, которая впоследствии наложит отпечаток не только на поколение, пережившее ее, но и на всю нацию. В выставке собраны несколько серий Евзерихина конца тридцатых годов - последнего безмятежного предвоенного периода, когда, невзирая на репрессии, советские люди были охвачены "коллективистской" эйфорией, полны веры в будущее, в новую жизнь. Репортаж о подрастающем советском поколении как нельзя лучше отражает атмосферу тех лет.
Евзерихин принадлежал к поколению профессиональных фотографов, которое сформировалось в 1930-е годы - сложнейший для этого вида искусства период. Это было время создания новой советской эстетики. От фотографов требовался "решительный переход от расплывчатого бесхребетного фотолюбительства в боевому, ударному фотокорству". Сам Евзерихин писал: "Я старался зорко всматриваться в окружающее, искать наиболее характерные штрихи, детали современной жизни". Несмотря на то, что Евзерихин считается передовиком новой советской фотографии, в его работах встречаются приемы старой школы, "буржуазной фотографии", с ее спокойной выстроенной композицией. Но еще большее влияние на него оказала так называемая левая фотография, эксперименты с нестандартными точками зрения и резкими ракурсами. Его работы - это не выверенные статичные зарисовки, а выхваченный момент из непрерывно движущейся жизни. Кажется, что реальность, с которой имеет дело Евзерихин, не поддается четкому кадрированию, длится за рамками его снимков.
После начала работы в "Фотохронике ТАСС", Евзерихин был аккредитован в Кремле, где снимал первых лиц государства, съезды и конгрессы. Но диапазон его творчества не ограничивался политической хроникой. В поле его зрения попадали будни советской действительности, в том числе пионерские лагеря, образцовые школы и физкультурные парады. В выставку "Последняя смена" вошли работы из серий "Первые кадры, сделанные "Лейкой"", "Дети", "Лесная школа", "Образцовая школа имени Урицкого", "Школа на Динамо".
Центр фотографии имени братьев Люмьер уже много лет работает с творческим наследием Эммануила Евзерихина, и это его вторая выставка в рамках серии "Антология русской фотографии ХХ века", приуроченная к 70-летию окончания Второй мировой войны.
- 2007 - Монографическая выставка Э. Евзерихина в Мраморном дворце Русского музея
- 2004 - Персональная выставка Э. Евзерихина. Московский дом фотографии. Москва
- 2002 - Время парадов. Фотогалерея имени братьев Люмьер. Москва
- 1998 - Персональная выставка Э. Евзерихина. Фотоцентр. Москва
- 1977 - Персональная выставка Э. Евзерихина. ИТАР-ТАСС. Москва
- 1950-60-е гг. - участник многих коллективных зарубежных выставок.
Куратор: Анастасия Лепихова