5 сентября 2001 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева открылась постоянная экспозиция "Шедевры Радищевского музея". История создания этой экспозиции непроста. Оставить город без лучшей картинной галереи в стране, в связи с реставрацией основного корпуса, было просто недопустимо. Здание по Первомайской, 75 также нуждалось в тщательной реставрации: дирекцией музея было решено срочно подготовить второй этаж, делая его возможным для посещения.
Наш музей, который обладает одной из лучших в стране коллекцией русской и западноевропейской живописи, декоративно-прикладного искусства, прекрасной скульптурой, должен был представить в этой экспозиции лучшие из лучших художественные произведения. Было необходимо предусмотреть много факторов - определенный климат, невозможность размещения больших полотен - это здание не предназначалось для музея; но главная задача, которая стояла перед экспозиционной комиссией, - дать возможность увидеть те работы, которые за долгие годы и не для одного поколения нашего города стали любимыми и узнаваемыми.
Более 150 живописных произведений, а также работы декоративно-прикладного искусства, скульптура - представлены в экспозиции, сюда вошла большая часть личной коллекции основателя нашего музея А.П.Боголюбова и художественные произведения, приобретенные впоследствии. В зале, столь гармонично скомпонованном портретами ХVIII - ХIХ веков, представлена блестящая портретная галерея замечательных художников Ф.Рокотова, В.Боровиковского, Д.Левицкого.
В одном из залов лучшие портреты Карла Брюллова - "Портрет И.А.Бека" и "Портрет К.А.Поццо ди Борго". Именно они совсем недавно украшали выставку "Карл Брюллов" в Третьяковской галерее; сейчас, вернувшись к себе домой, в родной музей, они достойно заняли свое место. Рядом расположились замечательные этюдные работы Александра Иванова, созданные им в период над своей основной работой "Явление Христа народу".
В галерее второго этажа экспонируются произведения В.Тропинина, И.Хруцкого, прекрасные марины К. Айвазовского, несколько необычный портрет молодого А.П.Боголюбова кисти Ф.Бронникова. Гордость нашей коллекции - произведения передвижников И.Крамского, В.Поленова, И.Левитана.
Творчество И.Репина представлено портретами: тонким, трепетным дочери Нади, глубоко психологичным, тревожным - Петра Столыпина и двумя очень дорогими нашему музею портретами А.П.Боголюбова. Здесь же мы видим работы В.Сурикова. Удивительные по состоянию природы пейзажи-жемчужины рано умершего Ф.Васильева "Этюд деревьев", "Березовая роща к вечеру".
Западноевропейская живопись представлена "барбизонской школой" из личной коллекции А.П.Боголюбова: романтический К.Коро, ноктюрный Ш.Добиньи, прекрасный анималист К.Тройон и почти прозрачный по цвету, замечательный живописец А.Монтичелли - эти художники были особенно дороги А.П.Боголюбову, были созвучны его творчеству. Совершенно естественно, что пейзажи кисти самого А.П.Боголюбова соседствуют с его любимыми "барбизонцами": они красивы по цвету, поэтичны и одухотворенны, это пейзажи Франции, Голландии и России.
В.Серов, В.Борисов-Мусатов, К.Коровин, Б.Кустодиев, А.Архипов; "Голубая роза" - П.Кузнецов, П.Уткин; "мирискуссники" - К.Сомов, А.Бенуа, М.Врубель; "Девушки на Волге" К.Петрова-Водкина; чудные интерьеры дворянских поместий в картине С.Виноградова - все это можно увидеть в галерее второго этажа, как бы в ретроспективе времени, знакомя нас с художниками ХIХ и начала ХХ веков.
В постоянной экспозиции представлены фарфор, бронза, мебель XVIII - XIX веков, скульптуры известных мастеров: М.Фальконе, П.Антокольского, Е.Лансере.
И счастье, что спустя 116 лет со дня открытия музея все представленное здесь, в новом здании, как бы приобретает вторую жизнь. И жизнь музея, завещанная нам Алексеем Петровичем Боголюбовым, продолжается.
Экспозицию подготовили под руководством зам. Генерального директора по научной работе Л.В.Пашковой: отдел русского искусства; отдел учета и хранения; отдел экспозиционно-выставочной работы; образовательный отдел; реставрационный отдел.