В экспозиции будут показаны пять работ выдающихся итальянских мастеров второй половины XV века, объединенных одним сюжетом – Мадонна с Младенцем.
Мадонна с младенцем на руках – один из центральных образов, как в византийской иконописи, так и в живописи итальянского Возрождения. В XV веке происходит его переосмысление в рамках ренессансной классической культуры: тесно переплетаются две главные темы – материнская любовь и жертвенная миссия Христа. Центром экспозиции станет знаменитая картина Пьеро делла Франчески (1412–1492) «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами», или «Мадонна Сенигалья» (1474) из Национальной галереи Марке, Урбино.
На выставке также будут представлены четыре работы современников Пьеро делла Франчески, творчество которых связано с городами Северной Италии. Это произведения Андреа Мантеньи («Мадонна с Младенцем»), Джованни Беллини («Мадонна с херувимами»), Карло Кривелли («Мадонна с Младенцем»), Козимо Туры («Мадонна со спящим Младенцем»).
У каждого мастера свое понимание темы, своя драматургия ее раскрытия. Для венецианца Беллини характерно поэтическое осмысление сюжета; Мантенья, при внешней сдержанности его работы, подчеркивает глубину драмы Богоматери и ее Сына. В картине феррарского мастера Козимо Туры ощущение трагедии достигает кульминации; работу Карло Кривелли отличает эмоциональная окраска образов и интерес к деталям предметного мира.
Небольшая, тщательно собранная выставка на примере значительных работ итальянских мастеров второй половины XV века позволяет понять важность образа Мадонны в искусстве эпохи Возрождения и получить представление о разных подходах к его изображению.
Куратор выставки: Виктория Маркова, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.